Месяц работы нового правительства пока еще не дал ответа на главный вопрос: сможет ли Кабинет Ющенко перевести свои рыночные декларации на язык украинских реалий? «В течение первого месяца своей работы правительство Виктора Ющенко искало рациональное зерно, хотело показать свое лицо. Но за этот месяц мы еще не разобрались в нем, оно еще не проявилось, — оценил деятельность нового правительства в разговоре с корреспондентом «Дня» народный депутат Украины, президент Украинской лиги предпринимателей агропромышленного сектора Леонид Козаченко. — Можно сказать, что правительство хотело продемонстрировать новые подходы, новое видение проблем. Но пока что оно этого не сделало. Месяц потрачен на поиск.
Если рассматривать деятельность правительства через призму аграрного сектора, то есть деятельность правительства в направлении реформирования села, то можно сказать, что делаются отчаянные шаги, но результатов пока нет, хотя за такой короткий срок их и трудно ожидать. Президент предпринял чрезвычайно радикальный шаг, издав свой указ об ускорении реформ на селе. Чтобы воплотить его в жизнь, правительство должно прибегнуть к неординарным решениям. Но их недостаточно. Поэтому весенне-полевые работы начнутся при большом количестве проблем, которых не было в прошлом году. И мы опасаемся, что революционный шаг, сделанный президентом, может потерять свою силу. Ведь данный указ можно сравнить с реактивным двигателем, подвешенным к повозке. Если не приладить к двигателю крылья и фюзеляж (это должно сделать правительство), то повозка не только останется повозкой, но и окончательно разрушится».
О приоритетах и планах правительства корреспондент «Дня» Виталий КНЯЖАНСКИЙ разговаривал с первым вице-премьером Юрием ЕХАНУРОВЫМ .
— Юрий Иванович, вы уже второй раз работаете в украинском правительстве. То правительство хотело, чтобы его называли реформаторским, и это — тоже. Единственная ли это общая для них черта? Чем отличаются эти правительства?
— Это действительно разные правительства. На каждом этапе развития должно быть соответствующее правительство. Тем более, во время таких тектонических изменений, происходящих нынче в нашем обществе. Но реформаторским я назвал бы только правительство, которое получило определенные результаты от проделанного. А пока рано об этом говорить — раздавать авансы не надо. Сегодня нам нужно реагировать на имеющиеся в наличии вызовы, и мы должны обеспечить нормальную жизнь людей, что невозможно воплотить без реалистичного бюджета. Мы должны научиться жить на средства, которые имеются, которые заработаны. Если в этом состоят реформы — называйте нас реформаторами. Однако я считаю, это просто требование здравого рассудка. Конечно, в этой связи мы должны быть социально ответственными перед теми, кто не способен обеспечить себя.
Наше новое правительство будет отличаться тем, что будет полагаться на людей, выплачивающих налоги, на тех, кто общественно ответственен и держит экономику Украины. А поддержать этих людей мы должны именно для того, чтобы работать на вовсе незащищенных, кто нуждается в помощи, на пенсионеров, инвалидов, больных... Это правительство впервые откровенно говорит с Верховной Радой, с народом. Мы именно таковы, и мы не стелимся перед кем- либо ради того, чтобы усидеть в кресле. Мы хотим работать совместно с Верховной Радой. Совместно — это значит и ответственность перед народом возлагать на себя. Мы указываем: долги перед пенсионерами — такого-то размера. Для того, чтобы их вернуть, необходим такой-то закон. Мы не хотим, чтобы одни рассказывали народу, как они его любят, и давали ему льготы, а другие — не имели возможности эти решения выполнять, и потому их называли бы плохими. Мы хотим вообще избавиться от льгот, выбросить их из украинского лексикона. Нельзя делить людей в зависимости от того, какая у них профессия, на тех, кто платит либо не платит, скажем, в городском транспорте. Такие вещи мы должны устранить. А как это потом будет названо — это не имеет особого значения.
— Президент готовит обращение к стране, из которого будет исходить и программа действий правительства. В чем суть программы нового Кабинета, и когда она будет направлена в парламент?
— Премьер-министр поручил мне возглавить подготовку программы. Мы хотели бы представить ее одновременно с бюджетом. Поскольку они тесно связаны. Где- то 25 января у нас будут уже все предложения министерств и ведомств. В первой декаде февраля программу рассмотрит Кабинет Министров, а потом она сразу же отправится в парламент. Это будет документ, отличный от других таких программ. Краткий и понятный простому человеку. Частично я ее уже изложил, когда говорил о том, что мы должны жить на заработанные. Это принципиальные положения нашей программы. Мы также за то, чтобы поддержать преуспевающих, тех, кто нормально работает. Мы хотим дать сигналы украинскому предпринимательству: пришло правительство, которое вас понимает, поддерживает и даже устремлено к тем людям, которые сегодня самостоятельно решают свою судьбу и не просят средств у государства, а требуют одного — не мешайте. Мы будем способствовать им — пускай создают рабочие места. На это будет работать и административная реформа. Задача состоит в том, чтобы управление в государстве становилось дешевле, количество управленцев — меньше. Но слепо сокращать их численность и урезать средства на управление нельзя. Есть какой-то предел, который переступать нельзя. Я бы сказал, что на центральном уровне количество управленцев не очень высоко. А вот на местном существуют проблемы. Заявляют о себе и вопросы дерегуляции предпринимательской деятельности, к которым наше общество еще не привыкло. Например, это участие общественности в процессе принятия решений. Наше правительство будет открыто для работы с объединениями граждан. Уже теперь я приглашаю на совещания представителей объединений предпринимателей. Это становится элементом работы правительства. По поручению премьер-министра мы готовим сейчас послание к украинским предпринимателям, хотим дать им четкие сигналы о нашей политике. И когда люди будут готовить свои предложения, они четко будут осознавать: вот это вписывается в политику правительства и будет поддержано, а это — нет.
— Первая и самая срочная нынешняя задача правительства — подготовка следующего варианта бюджета, удовлетворяющего, по крайней мере, проправительственное большинство. Какие шаги будет предпринимать правительство с целью сближения позиций?
— С бюджетом, когда мы представили в прошлый раз, все вышло, как в украинской пословице: «Уміла готувати, не вміла подавати». Премьер-министр нас за это критиковал: не сумели подготовить понятный политикам бюджет. Он хорошо воспринимается бухгалтером. В представленных политикам книжках масса цифр и никаких разъяснений. Следующий этап бюджетного процесса мы таковыми обеспечим. Рабочее название этого документа — экономический меморандум.
Кроме того, обсуждение показало, что бюджет не восприняли регионы. Поэтому был составлен график, и премьер лично встречался с представителями всех регионов, выслушивал их предложения. И единственное, чем мы руководствовались в этом — чтобы расходы соответствовали доходам. Однако беспокоит то, что больше всего предложений высказывалось в отношении расходов и очень редко речь шла об увеличении доходов. С понедельника работаем со всеми министерствами и ведомствами и согласовываем бюджет внутри правительства. Со вторника — среды — во фракциях и комитетах, чтобы депутаты поняли, почему именно мы предлагаем такой бюджет. Фракции распределены между соответствующими членами правительства. Например, я буду работать с коммунистами, социалистами, прогрессивными социалистами, НДП. Я уже имел разговор с лидером ПСПУ и просил не отказываться от встречи. Мы открыты для критики. Мы должны уважать оппозицию, и нам очень хочется узнать о другой точке зрения, чтобы прийти к какому-то консенсусу, чтобы удерживать равновесие в обществе.
— Бюджетный процесс продемонстрировал внутренние противоречия, разъединяющие правительственное большинство в парламенте. Но едино ли сегодня правительство, в котором аналитики отмечают разнобой взглядов на приватизацию, методы управления народным хозяйством и, в частности топливно-энергетическим комплексом, и даже на бюджетный процесс?..
— Разные мнения в правительстве — это нормальное дело во время обсуждения и до принятия решения. Такая дискуссия обязательна. Нас Президент очень сильно критиковал по поводу того, что нет открытых дискуссий за закрытой дверью. Конечно, любой министр, возглавляющий огромное ведомство, заинтересован, чтобы именно его проблемы были решены. Но есть ограничение в средствах. И Минфин здесь главный, без согласования руководителем этого ведомства никто не может выйти на открытую публику или в Верховную Раду и отстаивать какую-то свою позицию. Правительство, конечно, не для «одобрямса». Острые дискуссии здесь — норма. Но после решения, принятого большинством, — все. И у несогласных есть прекрасная возможность подать в отставку. Иначе правительство работать не сможет. А то, что раздаются различные заявления, это трудности роста нового правительства. И отсутствие опыта работы в правительственных структурах. Наши новые члены правительства должны еще осознать свою ответственность. Этого пока не случилось, но это пройдет. Дайте нам 100 дней, и мы сплотимся. Начнем работать по определенным правилам.
— Не мешает ли должностным лицам работать чиновнический аппарат, парализованный осуществляемой в стране административной реформой?
— Уже подготовлено постановление Кабмина, делающее возможным формирование его аппарата. Это уже будет другой взгляд, другая практика государственного управления. Работники аппарата уже не будут писать поручения министрам. Роль последних значительно повышается. И это очень важно. Часть работников отраслевых отделов, ранее работавших в аппарате, будут переведены в соответствующие министерства. Конечно, для отдельных людей, которых придется освободить, это трагедия. Но сегодня речь идет о новой философии государственного управления. Чиновник — это работник службы сервиса правительства, он, как и министр, должен служить простым людям, налогоплательщикам. Такое понимание своих обязанностей мы стремимся привить всем государственным служащим, включая и низовое звено. Чтобы чиновник, имеющий дело непосредственно с населением, знал, что он обязан налогоплательщику своим рабочим местом. Хотя перевернуть и поставить его психологию с головы на ноги очень тяжело. С этой целью будет налажено обучение. Уже в первом полугодии около 130 украинских должностных лиц пройдут обучение в Польше. Это будут молодые люди, которые должны по-новому осознать свою работу, чтобы хорошо чувствовать себя в модели правительства, закладывающего новую систему управления государством.
— После утверждения Ющенко премьер-министром ходили слухи, что вы возглавите Фонд государственного имущества. Вас же назначили первым вице-премьером, в компетенцию которого входят и вопросы приватизации. Доходы от приватизации могут стать неплохим источником наполнения бюджета, тем более, что указом Президента поставлены достаточно радикальные ее условия для так называемых промышленных инвесторов. Какие плюсы такого подхода, и не содержит ли он, кроме прочего, минусов и угроз?
— Я считаю, что с принятием данного указа Украина вступила в новый этап приватизации. Это более сложный (с точки зрения его понимания) процесс, требующий совсем иных подходов и иной подготовки кадров. Но в то же время необходимо понять: чтобы дороже продать какой-то объект, его для этого надо готовить. И меня очень волнует то, что мы сегодня уже втянулись в процесс, нам надо давать средства в бюджет, а объекты не подготовлены. Если речь идет, например, об «Укртелекоме», и если вложить в него от $7 до $12 млн., то каждый миллион позволит, как минимум, дополнительно получить $ 10 млн. к назначенной цене. Необходимо произвести реструктуризацию предприятия, техническое переоснащение, докупить оборудование, и тогда стоимость объекта существенно возрастет. Готово ли общество воспринять эти вещи? Ведь над нами дамокловым мечом висит программа, предусматривающая получение 2,5 млрд. гривен доходов бюджета от приватизации. Мне лично не очень нравится, что сегодня многие учитывают только сугубо фискальный характер приватизации. Хотелось бы, чтобы мы готовили объекты, повышали их стоимость, задавали этим направление будущему владельцу, который должен сделать предприятие успешным.
— Кстати, а идея предприватизационной сдачи объектов в управление уже полностью отброшена?
— В связи с ликвидацией агентства по управлению государственными корпоративными правами эта работа остановилась. Идет борьба мнений по поводу того, какое именно подразделение Фонда госимущества будет этим заниматься. На сегодня устранено противоречие между приватизацией и управлением государственными долями имущества. В ближайшее время правительство обнародует свою политику в этом направлении. Ведь мы — владельцы и должны диктовать предприятиям, имеющим в своем составе государственную собственность. Мы будем определять правила игры. Предприятия и далее будут передаваться в управление, но это не будут какие-то награды каким-либо группам людей, а это будет прозрачный процесс, основывающийся на конкурсной основе, с открытыми и равными для всех правилами. Ввиду того, что в этом было совершено множество ошибок и в обществе много критики, мы хотим этот процесс немного затормозить, разобраться в ситуации.