Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Православный съезд без перспективы

11 января, 2000 - 00:00

Рождество-2000 было отмечено событием, которое трудно не назвать экстраординарным — в Иерусалим, к Святой Земле съехались не только предстоятели всех православных церквей мира, но и руководители государств, в которых православные составляют большинство населения. Таких, как Беларусь, Грузия, Молдова, Румыния и Украина. Россию представлял Борис Ельцин. Каждый глава государства принял участие в рождественском богослужении, а также получил от Иерусалимской патриархии старинный (основанный в IV в.) орден Рыцаря Гроба Господнего. Святую землю посетил также — в составе делегации Русской православной церкви — предстоятель УПЦ митрополит Владимир. Другие наши православные церкви не были приглашены в Иерусалим, на что, впрочем, никто и не надеялся.

Известно, что сегодня в мире насчитывается 14 независимых православных церквей. На празднование 2000-летнего юбилея в Святую землю съехались предстоятели 11 церквей, среди которых выделялись Вселенский патриарх Варфоломей I и Московский патриарх Алексий II. Не приехали (по политическим причинам), в частности, патриархи двух старейших православных патриархатов — Александрийского и Антиохийского. Как видим, в деле единения даже Рождество оказалось не всесильным.

На Святой земле помимо празднования творилась, конечно, и политика, в том числе церковная. Так г-н Лучински, президент Молдовы, в которой сегодня православие разделено между Румынским и Московским патриархатами, пытался получить от «съезда» православных первосвященников помощь в решении церковного конфликта. Исходя из нашего украинского опыта, можно сомневаться в наличии какого-либо практического результата переговоров.

Наиболее важным церковно-политическим мероприятием было совместное заседание прибывших иереев, на котором обсуждалась общая ситуация в православии. Как сообщают некоторые источники, Московский патриарх Алексий II предложил принять совместную резолюцию, в которой Вселенское православие официально осудило бы церковные расколы. Подразумевалась ситуация в странах, где в последние годы пострадала из-за расколов Русская православная церковь — в Молдове, Украине и Эстонии. Большинство руководителей церквей во главе со Вселенским патриархом Варфоломием не поддержали Московского патриарха.

Эту ситуацию согласился прокомментировать игумен Димитрий Рудюк: «Не удивительно, что патриарха Алексия II не поддержало большинство предстоятелей. Дело в том, что во всемирном православии давно идет негласное состязание за первенство. С одной стороны — Московский патриарх, с другой — восточные греческие предстоятели, группирующиеся вокруг Константинопольского патриарха. Думаю, что приглашение в Иерусалим глав государств — это тоже идея, политическая идея, Московского патриарха. Чтобы как-то объединить «православный мир» и противопоставить его западному, католически-протестантскому. (Что-то вроде «Православного пакта»?) Не довелось патриарху Алексию II и первенствовать на празднике — торжественное навечерие служил Вселенский патриарх, а литургию Иоанна Златоуста — патриарх Иерусалимский Диодор в сослужении других иереев. Среди них Московский патриарх занимал — по чину — третье место после Диодора и Варфоломея (далее шел патриарх Грузии). Служба велась на греческом, а не церковнославянском языке. Следует отметить и такой факт.

Во время телетрансляции литургии из Святой земли демонстрировались телеврезки, посвященные празднованию Рождества Христова в разных православных церквях мира — в Финляндии, Японии и проч. «Забыли» только такую «маленькую» православную страну, как Украина с ее храмами и лаврами. Полагаю, что это случилось не без вмешательства нашего соседа. А самым большим сюрпризом стало то, что диктор, перечисляя автономные православные церкви мира, не вспомнил УПЦ Московского патриархата.»

К словам отца Димитрия можно добавить еще некоторые наблюдения. Так, российский канал РТР сообщил своим зрителям, что праздничную службу в Иерусалиме отправил Московский патриарх Алексий II. Что было, мягко говоря, неточностью, рассчитанной на неосведомленность народа православного о действительных событиях и канонах церкви. Чего не сделаешь, вернее — не скажешь — ради престижа родной церкви! Думаю также, что организаторы всеправославного съезда в Иерусалиме рассчитывали на большую публичность, на приезд в Святую землю множества православных паломников. Как засвидетельствовало телевидение, особого собрания верующих не состоялось. По-видимому из-за того, что в современной Европе православные в меньшинстве и, кроме того — намного беднее католиков и протестантов и потому не могут позволить себе поездку в Святую землю даже в 2000-летний юбилей.

И еще, последнее. 2000-летие Рождества Христова очень большой христианский праздник. Логичной и даже императивной можно считать встречу православных иерархов на Святой земле. А относительно приезда высоких государственных политиков — то здесь возникает определенное сомнение, даже удивление. Ведь в современном мире по критерию веры до сих пор объединялись только мусульманские государства. Христианская Европа давно пережила средневековую эпоху с ее «католическими величествами» на тронах. Начнем восстанавливать? Уместно напомнить также, что в Европе все — в с е — православные страны являются экономически бедными. Потому-то встречу «православных» президентов сложно расценивать как перспективную политическую инициативу. Может именно по этой причине «Съезд на Святой земле» почти не освещался мировыми СМИ.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ