Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Лечение стрессом» — рецепт раскрутки от Поплавского

14 декабря, 1999 - 00:00


Мое мелькание по ТВ было связано с юбилейными торжествами — 50-летием. Это приторно уже, согласен. Но я считаю, что если телевидение и радио крутят Поплавского, значит эстрада у нас хиреет. Ведь Поплавский — это провокация


Водном из своих последних клипов, в том, где он сначала в костюме Бэтмена мотается в киевском поднебесье, а затем оседает с задумчиво-глубокомысленным видом с сигарой и тростью в руках в шикарном офисе, Михаил Поплавский предстает этаким провинциальным львом крутого замеса. «Класс!» — буквально вопиют одни и устраивают аншлаги на концертах Поплавского. «Ужас, какая пошлость», — снобистски кривят губы другие. Кто из них прав? Похоже, в данном случае истина лежит даже не посредине, а вообще в совершенно иной плоскости, что как раз и есть самое интересное и примечательное в таком явлении, как «поющий ректор Михаил Поплавский». И уж тем более от этого явления нельзя просто так отмахнуться, поскольку, нравится это кому-то или нет, но Поплавский стал неотъемлемой частью масс-культуры, а значит — массового сознания.

Не скроем, именно, чтобы понять Михаила Поплавского, как некий социальный феномен, мы и пригласили Михаила Михайловича в редакцию. К тому же повод был весьма подходящий — встреча состоялась накануне его юбилейного творческого вечера, который сегодня пройдет во Дворце «Украина». Пригласили с интересом, но, признаемся, не без некоторого предубеждения. И, встретившись, оказались очарованными. В первую очередь, его редкостной, природной жизненной хваткой, работоспособностью, страстным желанием успеха (так бы некоторым политикам хотеть власти!). Согласитесь, это выглядит интригующе сегодня, когда у нас чуть ли не национальной чертой становится лениво-бездеятельная критика всего и всех. А тут такой сильнейший раздражитель как Поплавский — смешной, нелепый, но поди ж ты, этими своими песенками, хиханьками-хаханьками добивающийся всего, чего хочет.

Вот и клип, о котором мы уже упоминали. В нем все утрировано, шаржировано даже. Но и эта сигара, и трость, и шикарные интерьеры — наверное, таким видятся овеществленные атрибуты успеха человеку из толпы, для которого за тонированными стеклами офисов находится недосягаемый и желанный другой мир. И в этом мире обосновался простоватый, такой «нашенский» человек, с хитрецой во взгляде — Михаил Поплавский, который столь успешно реализовал рецепт американского успеха на украинской почве.

А ведь так оно и есть. И клип этот для Поплавского, можно сказать, автобиографичный. Конечно, отглянцованный, адаптированный для массового сознания, но все же...

Паренек из простой семьи из села Мечиславка Ульяновского района Кировоградской области с юных лет «делал себя сам». Помогала врожденная сметка, недюжинная настойчивость и хорошо усвоенные правила игры, которые диктовало время.

— Когда я не добрал один балл, — рассказывает Михаил Поплавский, — поступая в Институт культуры в 1975 году, то поехал в Министерство культуры и поднял всех на ноги: «Как? Вы меня не принимаете? Я единственный член партии из абитуриентов, отслужил армию, директором клуба уже поработал! Раз вы не можете решить вопрос, тогда пойду в ЦК!» После этих слов затрещали телефоны и, пока я доехал назад в институт, меня уже ждали в приемной комиссии с протоколом о зачислении.

На первом курсе куратор проводил письменный опрос: «Кто кем хочет быть?» Я от фонаря написал: «Хочу быть ректором». Пошутил, а оказалось — попал в точку.

Впрочем, не все так было безоблачно. Вожделенное ректорство далось Поплавскому совсем не просто.

— В 1994 году меня рекомендовали на должность министра культуры, — продолжает Михаил Михайлович. — Прошел собеседование в администрации Президента и был в пятерке претендентов. Именно в это время меня сместили с кресла ректора Киевского института культуры. Дату — 25 января — я запомню на всю жизнь. Восстанавливать свое реноме мне пришлось через три судебных процесса. В этой борьбе меня поддержали студенты вуза, которые пикетировали Верховную Раду, Кабинет Министров. На это ушло девять с половиной месяцев. И с судисполнителем и «Беркутом» я все-таки вернулся в свой кабинет. Взял власть в свои руки.

Один из нас, присутствующих на встрече с Поплавским в редакции «Дня», припомнил, что именно в тот нелегкий для него период, когда было неизвестно, чем закончится противостояние, Михаил Михайлович обронил такую фразу: «Поплавского нельзя сбрасывать со счетов. Вся Украина обо мне еще услышит». Тогда это воспринялось как некое позерство: по большому счету — какое дело Украине до ректора столичного вуза. Но когда Поплавский вышел на сцену и... мягко говоря, запел, к его словам поневоле пришлось отнестись серьезно. Ну, а уж в последнее время и подавно, когда в период предвыборной кампании о том, что вытворяет на телеэкране поющий ректор, говорили больше, чем об иных кандидатах.

— Вы стали неким возмутителем спокойствия, своего рода провокатором. Это осознанная миссия? Или же вы разворошили «болотное» существование нашего масскульта непроизвольно?

— Вы верно подметили — я рак на нашем безрыбье. Когда я вернулся на должность ректора, встал вопрос: какую сделать раскрутку, чтобы поднять престиж учебного заведения. Мы пригласили имиджмейкеров из Москвы и трех местных специалистов. Они долго думали и сказали: «Михаил Михайлович, вы должны запеть». Я очень удивился, потому что голоса не имею, да и внешние данные отнюдь не сценические, но они меня убедили — надо петь душой. Именно тогда была специально написана песня «Юний орел» (текст Юрия Рыбчинского, музыка Геннадия Татарченко) как визитка института культуры, выполненная через имидж ректора. Знаю, спел хреново. Это было сделано специально для того, чтобы вызвать интерес к институту (что и произошло) через шок, стресс. Но стресс — положительный. Центр социологических исследований Национального университета им. Т.Г. Шевченко определял рейтинг популярности политиков и общественных деятелей в молодежной среде. По поводу меня они дали заключение: «Появление Поплавского на сцене заряжено положительной энергией». Как видите, я могу конкурировать с Марией Стефанией.

— Но, похоже, пока вы вполне успешно конкурируете с отечественными эстрадными звездами. Кстати, на занятиях телегруппы в Институте журналистики, посвященных форме, приводили в пример ваш клип «Юний орел» с приблизительно следующим комментарием: «При почти полном отсутствии содержания, только при помощи формы, сделанной очень профессионально и качественно, авторы добиваются хорошего результата». И все же, не слишком ли много сегодня Поплавского в телеэфире? К тому же, часть зрителей наверняка воспринимает ваше творчество едва ли не как эталон. Как ректор Киевского национального университета культуры и искусств вы не можете не задумываться о том, что это способно подпортить несформированные вкусы, в частности, молодежи?

— Мое мелькание по ТВ было связано с юбилейными торжествами — 50-летием. Это приторно уже, согласен. Я даже просил: «Ребята, завершайте это дело». Но, видимо, нечего больше крутить, нет достойного клипа, заменяющего мои вокализы. Но я считаю, что если телевидение и радио крутят Поплавского, значит эстрада у нас хиреет. Ведь Поплавский — это провокация. Я снял три клипа именно для того, чтобы каждый молодой исполнитель, считающий себя звездой украинской эстрады, задумался и стал более честолюбивым, захотел творить лучше, чем Поплавский. Если я этого добился, и каждый из них сделает хотя бы по одному достойному клипу, то считайте я уже внес большой вклад в развитие украинского шоу-бизнеса. А значит — и украинской культуры. Я ни одной копейки не плачу за эфир. Клянусь! Как и за создание клипов. Просто их авторы прекрасно понимают, что для них мое имя — лучшая реклама. Клипы «Юний орел» и «Кропива» сделаны на высоком уровне и вокалисты подтягиваются под Поплавского. Я хочу раздразнить их самолюбие: он поет — неужели мы хуже! Идет провокация общественного мнения. Артисты, вы не критикуйте, а сделайте лучше. Клип «Юний орел» сделан в лучших европейских традициях. Мы его отсылаем на Евровидение. Кто выйдет в Европу, если не Поплавский?!

— Вы создаете клипы для того, чтобы за вами пошли певцы?

— Не за мной, а впереди меня. Я ректор, а не певец. Есть заслуженные, народные артисты. Для них пение — основная профессия, а для меня — хобби. Моя сверхзадача — элитный вуз XXI столетия, выпускники которого конкурировали бы с выпускниками не только украинских университетов, но и выпускниками Америки и Европы. У нас лучший профессорско-преподавательский состав, мы уволили 40 процентов преподавателей «старого разлива», которые были творческими и научными импотентами. И, как результат, в 1999 году к нам был конкурс 16 человек на место. Самый высокий показатель по всей Украине. Наш информационно-аналитический отдел разработал анкету с вопросом: почему они поступают в наш вуз? Знаете, что они ответили? Потому что поет ректор. Вот такие парадоксы нашей жизни. Молодежь видит во мне не фраера, который учит их жить, а создает нормальные условия для того, чтобы они развивались, учились и приобретали профессию.

— Ректор должен быть человеком солидным. Вы этот имидж упорно пытаетесь разрушить.

— Две недели студенты-первокурсники у меня брали автографы. Не как у ректора, а как у певца. В 16—17 лет у них искренние чувства, без всякого подхалимства с их стороны. Сегодня важен не вкус, а эпатаж. Они видят, что среди ректоров — их ректор самый лучший. Три года подряд Украинский студенческий союз называет меня «Ректором года». На втором месте Киево-Могилянская академия, а на третьем — Национальный университет им. Т. Г. Шевченко: у меня 60 процентов голосов, 23 и 16. Я не доллар, чтобы всем нравиться. Главное — что мы делаем дело. Мы пошли неординарным путем — «навпростець, від сердець до сердець». То есть напролом, на грани фола. Я понимал, что рискую имиджем ректора, профессора и даже человека.

— Вы же могли оскандалиться?

— Скандал — это нормально. Ничего плохого в этом не вижу.

— Те, кто у вас учится, будут петь иначе, когда закончат университет?

— Они обязаны петь лучше. Им презентовать Украину в цивилизованном мире. Через спорт, науку, культуру. Как прославляют страну братья Кличко, как покойный Соловьяненко...

— Как вы считаете, в чем была трагедия невостребованности Соловьяненко?

— Невостребованность Анатолия Борисовича на совести наших руководителей, которые возглавляли Министерство культуры и Национальной оперы. Это позор для нашей творческой интеллигенции, которая позабыла о певце, признанном в мире. Он — золотой фонд украинской культуры. Кстати, мы вчера приняли его сына — Анатолия Соловьяненко-младшего в наш университет на режиссерский факультет. Консерватория его «прокатила» на экзаменах, потому что он не взял одну ноту. Интересно, а зачем пять лет учебы, чем тогда преподаватели будут заниматься? Могли бы научить. Для меня — большая честь, что сын такого замечательного человека и артиста будет учиться в нашем вузе.

— Как вы оцениваете ситуацию в сегодняшнем шоу-бизнесе и что в ней можно и нужно изменить?

— Могу повторить лишь расхожую истину: шоу есть, бизнеса нет. Что мы и пытаемся исправить. Начали подготовку менеджеров шоу-бизнеса, работаем над правовой базой. Скоро появятся украинские специалисты. Посмотрите, что произошло с гастролями Дэвида Копперфильда. Как наших украинцев надули. Хочу крепко пожать руку организаторам, которые в очередной раз продемонстрировали, как легко нас сделать лохами. Вот, чтобы этого впредь избегать, повторяю, надо готовить национальные кадры. Например, «NOVА» разделилась на два подразделения «Мама-мюзик» Ирины Билык и, собственно, «NOVА». В нашем национальном университете будет «Папа-мюзик» (кто Папа, надеюсь, понятно?). У нас есть кафедра эстрадного пения, которую возглавляет Оксана Билозир. Один из проектов, который мы готовим совместно с Национальной телерадиокомпанией, найти свежие, новые лица. Поплавский вышел на тот уровень, когда может эти вопросы уже поднять. Выведем на орбиту молодых! Ведь нынче продюсеры, вложив деньги, тут же хотят получить отдачу. Так быстро это не бывает.

— Вы поете, что идете «навпростець», а поступаете нетипично для наших управленцев, зачастую используя весьма замысловатые ходы, часто — от противного. Не секрет, многие это расценивают как оплеуху общественному мнению, за что вас с избытком, порой уничижительно критикуют. Как вы это переживаете?

— Многие критики отвергают все, не только Поплавского, и на этом строят свой имидж. Я их называю критиками позавчерашнего розлива. Выросли в советской системе, как и мы, но они не учитывают новые правила игры, развития общества. Критиковать большого ума не надо. Я сам знаю, что плохо пою. И свои слабые стороны знаю, может, лучше всех остальных. Мне не важно, что думают критики обо мне, важно, что я о них думаю. А среди них масса ремесленников, которые разбираются в эстраде и журналистике, как я в космосе. Но тем не менее, компакт-диски выпускаю. Вышел альбом «Юний орел-2». Я занял свою нишу на эстраде. Ну, а если бы я болезненно относился к критике, то не стал бы выпускать сборник анекдотов о себе самом.

— Кстати, а чья это была идея?

— Моих студентов. Ведь в начале пути вокруг моего имени было много различных слухов, что сплю со студентками, что диктатор. На самом деле в работе я действительно жесткий человек и об этом мои коллеги знают. Но с другой стороны — не было случая, чтобы кто-то из студентов не попал ко мне на прием, не смог решить насущный вопрос. Я человек безотказный, как автомат Калашникова. Задержек стипендии у нас нет. К нам приезжают многие учащиеся из других учебных заведений обедать. За 1 гривню 30 копеек в нашей столовой можно съесть первое (борщ с мясом и сметаной) и второе (гречка с котлетой), а чай с медом бесплатно. Зарплату профессорско-преподавательский состав получает тоже регулярно. Есть и тринадцатая зарплата в конце года. А четырнадцатая — на оздоровление, когда люди идут в отпуск. Назовите мне, пожалуйста, хоть одно учебное заведение, где есть что- то похожее. У нас в университете есть Студенческий парламент, который по уставу может объявить вотум недоверия ректору и тогда я должен уйти. Хотя бы еще один ректор на такое решился. А Поплавский решился. И студенты предпочитают сочинять обо мне анекдоты.

По поводу сборника я долго отмахивался, хотя и собирал о себе анекдоты. Они мне предложили рассказать хотя бы один. Я согласился:

«Корреспондент спрашивает у Михаила Михайловича:

— Есть гениальные композиторы, артисты. А ректоры?

Михаил Михайлович подумал:

— Нас так мало».

Все остальные анекдоты — творчество моих подопечных. Когда я их читал впервые, то у меня выступал холодный пот. Но именно тогда понял, что анекдоты — самая крутая реклама.

— Как к вашей эстрадной деятельности относятся коллеги ректоры?

— По разному, наверное. Но вот на мое пятидесятилетие приезжали поздравлять буквально изо всех вузов Киева. Впервые были в гостях в нашем университете и, я уверен, что многие были приятно удивлены. Кстати, знаете с чего я начал свою деятельность ректора? Есть система Станиславского, который утверждал, что театр начинается с вешалки. А система Поплавского начинается с евроремонта... туалетов. Они у нас благоухают хорошим освежителем воздуха, чистота, жидкое мыло, туалетная бумага, сушилки. Красота! В три смены работают уборщицы. Первое время бумага и мыло исчезали. Приходилось чуть ли не каждую минуту добавлять новую порцию. Ко мне в панике обратились хозяйственники: что делать? Я ответил: продолжать. И через неделю-две все наладилось. Когда затеял ремонт, то пришлось выдержать шквал насмешек: «Поплавский начинает с туалетов». Да, и этим горжусь. Я на всю жизнь запомнил урок, когда принимал иностранную делегацию, наших потенциальных партнеров. Они, зайдя в отхожие места, не захотели подписывать с нами контракт. Для меня это стало сигналом, что так жить, как раньше, нельзя. На нюансах строится вся политика.

— Расцвет вашей певческой карьеры совпал с борьбой за депутатский мандат в Верховную Раду. Но тут пение не помогло? Почему?

— У меня денег не хватило. По моему округу баллотировался президент корпорации «Интер-Агро». По количеству голосов я занял второе место. Мог бы снять кандидатуру в его пользу и даже заработать на этом. Но в парламент, а я уверен, что выборы состоятся раньше, чем в 2002 году, все равно буду баллотироваться, потому что хочу создать такую нормативно-правовую базу в культуре и искусстве, чтобы в этой сфере работалось легче. Пока же у нас — бег на месте. Между прочим, пять партий предлагают мне войти в их избирательные списки. Пока идут консультации.

— А к креслу министра культуры вы примериваетесь?

— Я как ректор — на своем месте. Многим министрам, которые работают в это сложное время, я просто сочувствую. На этом посту можно сгореть, как в топке. Повторить подвиг этого, как его? Лазо. Я бы такого не хотел. У меня пока другие планы. Займусь серьезно... хореографией. Уверен, Майкл Джексон после моих танцев может отдыхать.

Сегодня концерты Поплавского заказаны в девяти городах Украины. И везде, между прочим, у меня аншлаги. Зрители ждут необычного зрелища, любят общаться после выступления.

— Но ведь ваши концерты бесплатные!

— Бесплатным бывает только сыр в мышеловке. Да, у меня на выступление только пригласительные. Но на эти концерты приходят выпускники школ, а они — мои потенциальные абитуриенты. Давайте считать. Минимум 20 человек поступят к нам на коммерческой основе. Это 20 тысяч гривен. Умножаем на пять лет учебы — получаем 100 тысяч. А вот теперь посчитайте, сколько стоит билет на мой концерт.

— Практически все наши молодые украинские эстрадные звезды учатся в вашем вузе. Такое впечатление, что они там только числятся? Получается, у вас вокруг вуза настоящая музыкальная мафия сложилась. Одни звезды преподают, другие в нем учатся. Все, как говорится, схвачено.

— Они не только учатся, мы вместе выступаем в турах. У нас на эстрадном отделении преподают Оксана Билозир, Виктор Шпортько, Светлана и Виталий Билоножко, Павло Зибров, Лина Прохорова. Мы пригласили специалистов, которые ставят голос вокалистам. А что, Кобзону можно возглавлять российскую эстрадную мафию. А Поплавскому украинскую нет?

— У вас нет желания, чтобы в университете преподавали не только эстрадники, но и оперные певцы? Может, пора повышать планку вашего учебного заведения?

— Сейчас ведутся переговоры с Павлом Загребельным, чтобы он вел курс истории в нашем университете. Вместе с национальной филармонией мы разработали специальный комплекс мероприятий, связанных с классикой. Если на первом этапе я преследовал цель привлечь внимание к нашему вузу, то теперь — нужно дать фундаментальные знания нашим учащимся.

— Какие факультеты и отделения появились при вас?

— Список получится очень длинным: менеджер модельного бизнеса, менеджер шоу-бизнеса, бальная хореография, современная классическая хореография (таких специалистов нигде в СНГ не готовят), кафедра эстрадного пения, менеджеры международного туризма, специалисты паблик-рилейшн, юридический факультет. Готовим дикторов, операторов, режиссеров, звукооператоров для телевидения и эстрады. 14 совершенно новых специальностей. При этом мы сохранили кафедры бандуры и кобзарского искусства, библиотекарства и библиографии. Вот и получается: если бы Поплавского не было — его стоило бы придумать.

P. S. А как вы считаете, существует ли «феномен Поплавского» и если да, то в чем его суть? Свои мнения по этому поводу вы можете изложить в письмах в редакцию по адресу: 04212, Киев-212, ул. Маршала Тимошенко, 2л, для отдела культуры или по электронной почте, адрес: [email protected].

С гостем беседовали Лариса ИВШИНА, Александр МИХЕЛЬСОН, Татьяна ПОЛИЩУК, Анна ШЕРЕМЕТ, фото Владимира РАСНЕРА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ