Сообщения носили противоречивый характер: в одних говорилось о прахе гетмана Мазепы, в других — о земле, взятой с его могилы. А инициатор акции, писатель Богдан Сушинский, говорит, что речь идет именно об остатках костей, т.е. о прахе гетмана. Во всяком случае так цитирует г-на Сушинского еженедельник «Літературна Україна» от 4 ноября этого года: «...Уже точно было определено место погребения. Меня спрашивают, обнаружены ли там кости, какие-то тленные останки. Я отвечаю — да, и утверждаю, что прах гетмана сошел в родную землю, из которой мы выходим и куда, в конечном итоге, возвращаемся. Вот видите оригинал документа — акт о передаче праха Ивана Мазепы, заверенный мэрией. Он навеки останется здесь, в музее». Из текста статьи, к сожалению, не понятно, кто и когда точно определил место погребения гетмана, провел раскопки, идентифицировал костные остатки. Есть только туманные намеки на то, что это сделали безымянные румынские ученые.
Торжества в Батурине — не первая попытка вернуть прах Ивана Мазепы в Украину. Этот замысел лелеяла еще Центральна Рада, но тогда помешал ход национально- освободительной борьбы. После завоевания Украиной независимости к этому замыслу опять обратилось Всеукраинское общество политических заключенных и репрессированных, которое в мае 1992 г. приняло решение командировать в Румынию специальную экспедицию в составе авторов этих строк — историка, археолога, антрополога. Инициативу общества поддержал Президиум НАН Украины, приняв специальное постановление и выделив соответствующие средства. Часть средств составили добровольные взносы организаций, предприятий, частных лиц. Активное участие в организации экспедиции приняли председатель общества г-н Пронюк и член правления г-н Романюк, который вскоре после этого был избран Патриархом Владимиром Украинской православной церкви Киевского Патриархата.
Экспедиции в Румынию, состоявшейся летом 1993 года, предшествовала большая исследовательская работа, продолжаемая, кстати, и теперь. Доподлинно известно, что Мазепу сначала похоронили в селе Варница вблизи города Бендеры, где был расположен лагерь шведского короля Карл ХII и где недавно украинская община Приднестровья установила памятный знак. Впоследствии его соратники решили перезахоронить гетмана в столице Молдовы городе Яссы. Об этом свидетельствует документ под названием «Покорный маестат запорожского войска к св. королевскому маестату Швеции», где, в частности, сказано: «Скорбим над бесславными похоронами ясновельможного гетмана Мазепы, дорогие тленные останки которого, чья геройская душа наполнила весь мир славными поступками, приняла бренная земля этого простого села. Поэтому запорожское Войско обращается к св. Королевскому маестату с просьбой о возможности похоронить тленные останки гетмана более торжественно в более славном городе, в частности, в Яссах, в так называемом монастыре Голия». Впоследствии казаки отказались от этого намерения, поскольку хозяином Молдовы в то время был Кантемир — союзник Петра I, который мог выдать прах гетмана врагу. Местом перезахоронения гетмана был избран монастырь св. Георгия (Юрия), находящийся в городе Галаце на берегу Дуная. На выбор сподвижников гетмана Мазепы повлияло и то обстоятельство, что монастырь был подчинен церкви Гроба Господнего во главе с Иерусалимским патриархом.
Однако и на новом месте прах гетмана не обрел покоя. В 1711 г. турки, захватив Галац, ограбили могилу гетмана в церкви св. Георгия. Не найдя там каких-либо значительных ценностей, они, по сведениям молдавского хрониста Миколаэ Костина и польского иезуита-миссионера Францишка Госцецкого, якобы выбросили его останки на берег Дуная. Узнав о святотатстве над могилой своего вождя, мазепинцы, по словам известного историка Илька Борщака, «начали немедленно искать тело Мазепы, а найдя его, положили опять в прежний гроб, который восстановили; только разбитый пол не поправили, оставляя его в таком же состоянии в память о преступлении». Желая обеспечить уход за могилой, племянник гетмана Андрей Войнаровский завещал монастырю тысячу талеров.
Время шло. В первой половине ХIХ в. греческие монахи уже забыли о том, кто похоронен в склепе под мраморной плитой. Готовя место для погребения боярина Дмитрия Дирекчи-Паши, они случайно натолкнулись на свод гробницы Мазепы, отодвинули в сторону кости неизвестного им человека и похоронили в этом склепе тело боярина. А когда спустя несколько лет молдавское правительство запретило хоронить покойников внутри церковных зданий, родственники Дирекчи-Паши перезахоронили его вместе с останками Ивана Мазепы в новом склепе, который, по данным румынского писателя и историка Когальничану, находился справа от входа в церковь.
Возникает вопрос, сохранились ли в этом последнем склепе останки гетмана? К сожалению, однозначного ответа на него нет: дальнейшие сведения о судьбе погребения Ивана Мазепы имеют очень противоречивый характер. Так, по одной из версий, могилу Мазепы якобы откопали и осквернили русские военные в 1877 году. «Уже возвращаясь домой с русско-турецкой войны, московский генерал Скобелев вспомнил, что здесь похоронен великий гетман Мазепа, — писал в своей книге М. Лазорский. — Он поручил сноровистым фельдфебелям отыскать эту могилу — святую могилу нашего народа. Могилу нашли быстро. Гроб был выброшен из церкви святого Юра и богохульно разбит, кости выброшены, и похоронные одежды сожжены...».
Анализ письменных источников свидетельствует, что Иван Мазепа, скорее всего, действительно был похоронен именно в Святоюрьевском монастыре, который разрушили «коммунисты-сталинисты», как сказал в разговоре с нами мэр Галаца, в конце 50-х — в начале 60-х годов. Место, где размещалась церковь св. Юрия, нынче представляет собой небольшой, поросший травой пригорок неподалеку от Дуная. Он хранит тайну могилы Мазепы, и, несмотря на многочисленные противоречивые свидетельства об уничтожении праха великого гетмана, надежда на то, что он сохранился, есть.
Визуальное обследование пригорка, проведенное нами в сопровождении работников местного музея и преподавателей университета, показало, что склеп, в котором находились останки гетмана, мог уцелеть или же могли остаться его руины. Для того, чтобы найти погребение, необходимо провести археолого-архитектурное исследование руин церкви св. Юрия, обнаружив ее фундамент. Это даст возможность точно определить местонахождение западного входа в храм, где, как мы помним, находился склеп с прахом гетмана.
Каждый из этапов работ — раскопки руин, расчистка фундаментов, отыскание склепа и т.д. — должен сопровождаться тщательной графической и фотофиксацией. Следует помнить, что в склепе могут находиться останки Дирекчи- Паши, и даже останки других людей. Найти среди них останки Ивана Мазепы очень сложно — эта процедура предусматривает тщательное антропологически-генетическое обследование костных останков с применением самых современных методов молекулярной биологии. Тех, благодаря которым удалось идентифицировать останки членов семьи последнего российского царя, расстрелянных по приказу большевистского руководства. В Киеве до сих пор сохранилась могила матери Ивана Мазепы, что открывает уникальные возможности для проведения генетических анализов. Идентификацию праха гетмана должна засвидетельствовать специальная комиссия, в состав которой вошли бы авторитетные специалисты-историки, археологи, антропологи и генетики. Статус этой комиссии должен быть узаконенным на государственном уровне.
Тем временем, организаторы батуринского действа наивно ссылаются на справку, выданную в мэрии города Галаца. К сожалению, никакая справка не может заменить комплекс работ, связанных с поиском могилы Ивана Мазепы и идентификацией праха великого гетмана. Мы уверены, что украинскому обществу не нужны новые мифы, новые фальшивки, даже если их появление продиктовано лучшими намерениями, искренним стремлением послужить идее национального возрождения Украины.
Конечно, сама по себе идея создать в Батурине Аллею гетманов, где их память была бы увековечена специальными знаками, заслуживает всяческого одобрения. Что же касается праха Ивана Мазепы, или, по крайней мере, земли, взятой с его могилы, а не с места, где находится могила, то их возвращение в Украину еще впереди. Надеемся, что около воскресшего Михайловского собора в Киеве со временем предстанет величественный Пантеон Героев — зодчих Украинского государства.