Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Подарок, который «тянет» на 1,5 миллиардов гривен

Именно столько потеряет государство от внедрения льгот в налогообложении энергоносителей
9 декабря, 1999 - 00:00

Минфин должен успеть представить в Верховную Раду проект госбюджета-2000 ко второму чтению до 16 декабря, сказал, отвечая на вопросы журналистов, вице-спикер парламента Виктор Медведчук (по информации Интерфакс-Украина). Между тем его надежды могут и не осуществиться...

Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона о продолжении применения нулевой ставки налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС) операций по продаже энергоносителей, импортированного газа, угля, срок применения которой заканчивается 1 января 2000 года. Более того, вводится новая льгота — нулевая ставка по налогообложению услуг транзита через территорию Украины природного газа, нефти и нефтеналивных грузов.

Стоимость этих льгот для государственного бюджета составляет около 1,5 млрд. грн. В условиях острого дефицита финансовых ресурсов и необходимости возвращать внешние долги Украины принятое решение ведет к сокращению в 2000 году доходной части бюджета и сводит насмарку усилия правительства представить на утверждение парламентом сбалансированный бюджет.

Аргументы относительно предоставления данных льгот сводились в основном к необходимости поддержки энергетических отраслей и обеспокоенности тем, что введение налога на энергоносители увеличит цены на всю продукцию, изготавливаемую промышленностью.

При этом авторы законопроекта не учли, что при всей сложности положения в экономике субъекты хозяйственной деятельности должны формировать доходы бюджета в равной мере. Равнонапряженность в уплате налогов, недопущение любых дискриминационных условий со стороны государства в налогообложении субъектов хозяйствования разных отраслей провозглашено в законодательных актах. И эти принципы должны выполнять все участники законодательного процесса.

Принимая в первом чтении названный закон, народные депутаты, наверное, не знали, что восстановление налогообложения НДС на операции по продаже энергоносителей никоим образом не влияет на цену продукции, производимой с использованием энергоносителей, потому что НДС не включается в себестоимость продукции, а учитывается на отдельных бухгалтерских счетах и возмещается субъектами хозяйствования.

Введение НДС на энергоносители не приведет также и к необходимости повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, так как оплата квартплаты, водоснабжения, отопления, газа и других услуг уже осуществляется с учетом НДС. Но стоимость электроэнергии для населения установлена без налога. Хоть разница в объемах потребления электроэнергии зажиточными и малообеспеченными гражданами свидетельствует о том, что нынче этой льготой по большей части пользуется не та группа населения, которая бы имела на это право.

В то же время народные избранники должны бы понять, что с введением НДС производители энергоносителей получают дополнительную финансовую поддержку (в виде высвобожденных оборотных средств) за счет получения от реализации сумм налога, которые в течение определенного времени (от 20 до 50 дней) будут находиться в обороте производителей.

Покупателям этой продукции придется увеличить денежные расходы на покупку энергоносителей, но не путем изыскания дополнительных ресурсов, а в основном за счет НДС, который находится в их обороте тот же срок и получен от проданной продукции.

Кроме того, покупатели энергоносителей на сумму оплаченного НДС в цене этой продукции имеют право получить налоговый кредит, уменьшить свои налоговые обязательства по НДС. Так что, налоговые отчисления в бюджет металлургов, химиков, теплоэнергетиков и других потребителей энергоресурсов могут быть уменьшены в абсолютных суммах и для них это — положительный момент.

Получается, что весомых экономических оснований для продолжения применения нулевой ставки НДС нет. Пользу от льготного налогообложения получают только предприятия, производящие энергоресурсы, а также часть посредников, осуществляющих продажу энергоносителей. Им нулевая ставка НДС дает возможность получать из бюджета возмещение входного НДС, независимо от того, оплачен ли этот налог при покупке сырья и материалов, или же престижных автомобилей, офисной мебели и тому подобное.

На возмещение входного НДС ежегодно направлялось несколько сотен миллионов гривен, что было своеобразной косвенной дотацией из бюджета таким категориям налогоплательщиков.

Следовательно, стоит ли недофинансировать образование, здравоохранение, социальные программы, не возвращать государственные долги ради поддержки отдельных отраслей и отдельного бизнеса?

Ирина БЕЗВЕРХАЯ, Пресc-центр Минфинa Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ