С формальной точки зрения инаугурационная речь Президента является программным обращением к народу вновь избранного главы государства. Однако наиболее заинтересованными ее читателями будут политики, украинский истеблишмент, а также наши внешнеполитические партнеры. Скрещение церемониальных ограничений и императивов программности, стратегичности, обязательных для такого рода выступлений, побуждает анализировать эту речь под особым углом зрения. Важно не только то, о чем сказано, сколько то, как сказано, в каком порядке и в каком объеме. Важна также фигура умолчания. Иначе говоря, в данном случае интересны контексты и подтексты. И с этой точки зрения речь Л.Кучмы дает много пищи для размышлений.
Для начала, небольшая цитата: «Ми не повинні допустити, щоб злочинний світ, зрощуючись із частиною управлінського апарату, крок за кроком захоплював владу в Україні. Необхідні для цього заходи, зокрема й жорсткі, будуть вжиті мною найближчим часом». Это было сказано Президентом Украины 21 июля 1994 года, но по характеру и содержанию формулировок весьма соответствует его же речи от 30 ноября 1999 года. Упаси Бог, ерничать по этому поводу. Но тогда о коррупции и преступности говорилось для внутриполитического употребления, а теперь основным адресатом выступает Запад. Поэтому, есть надежда, что с указанной проблемой, как и со многими другими, все-таки будут бороться. Тем более, что Президент заявил о восстановлении репутации нашей страны в Совете Европы. Увы, еще раз приходится признать, что побудительные силы, стимулирующие демократические и социально-экономические реформы в нашей стране, имеют не столько внутриполитическое, сколько внешнеполитическое происхождение. Может быть это не так уж и плохо, учитывая нашу специфическую политическую ситуацию.
Явно не только на отечественную аудиторию рассчитаны заявления о свободе прессы, институционализации и повышении ответственности политической оппозиции, о развитии в Украине политического плюрализма. Для Запада это будет очередным подтверждением, что Л.Кучма остается демократом и реформатором.
О Западе и Европе. Накануне саммита Евросоюза 6 декабря, который утвердит стратегию объединяющейся Европы по отношению к Украине, недвусмысленно заявлено о желании нашей страны стать в будущем полноправным членом Европейского Союза. Для сравнения, неоднозначно воспринимаемая формула «интеграции в евроатлантические структуры» в последнее время Президентом не употребляется (видимо, вышла из политической моды). Более того, был подчеркнут внеблоковый статус Украины. Традиционная многовекторность внешней политики Украины нашла в речи Президента весьма четкое ранговое оформление. На первом месте — Европа. На втором — Россия. И только на третьем — США. Похоже, что американско-украинское охлаждение становится взаимным. Что касается Европы, то не стоит забывать одну важную вещь. Евросоюз состоит не только из евробюрократов, основу новой Европы составляют ведущие европейские державы. И вхождение Украины в «Соединенные Штаты Европы» будет зависеть в первую очередь от них. Судя по политическому статусу европейских гостей, присутствовавших на торжественной церемонии инаугурации, на «западном фронте» пока без перемен.
Анализ внутриполитического блока выступления Президента дает основания считать, что приоритетными для него будут правовая и административная реформы. Вот только как их осуществить, не имея надежного пропрезидентского большинства в Верховной Раде? Чрезвычайно позитивным моментом инаугурационной речи Президента следует считать заявленную им конструктивную позицию по отношению к высшему законодательному органу страны. Что это — тактический ход, «жанровые» ограничения, обусловленные торжественностью момента, новая линия нового руководства президентской администрации? Поживем — увидим. Так или иначе, призыв к согласию и взаимопониманию, консолидированной работе и взаимной ответственности, обращенный к Верховной Раде, выглядит актуальным и политически выигрышным.
Очень невыразительно выглядела экономическая часть выступления Президента. В чем тут дело — дефицит идей, неопределенность с выбором тактики и стратегии экономических преобразований? В любом случае это настораживает. Закономерно, что основной акцент сделан на неотложных социальных проблемах. В целом, социально-гуманитарный блок заявлен более весомо, чем экономическая часть выступления.
В последних выступлениях Президента достаточно постоянно присутствует тезис об ориентации на кадры новой генерации. В контексте наиболее злободневной политической проблемы — формирования и утверждения нового состава Кабинета Министров — этот тезис звучит весьма интригующе. В президентской администрации он уже нашел свое практическое воплощение. Не случится ли нечто подобное и в правительстве? Возможно, что Л.Кучма задействует еще одну российскую «политическую технологию» — использование «молодых реформаторов». «Новая генерация» в украинской политике уже присутствует и достаточно весомо, но пока только в роли «вице-». Вот и еще одна интрига президентской речи — кого из «молодых» и на каких постах мы увидим в ближайшее время?
Чувствуется, что проблема обновления — политического курса, кадров, своего политического лица и поведения — является ключевой для Президента.
Фраза «перед вами предстанет новый Президент» очень многозначна. Это не только заявка на будущее, это и косвенное признание недостаточной эффективности прежней политики, собственной неудовлетворенности положением дел в стране. Имеем ли мы дело в данном случае не только с интересной политико-стилистической конструкцией, но и с искренним стремлением Леонида Даниловича к обновлению?