Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему банковский сектор в Украине не растет

и подталкивает страну в сети бедности?
2 декабря, 1999 - 00:00

Нормальному функционированию банковской системы в Украине препятствуют несколько внешних факторов. Они превращают банковские услуги в непривлекательные как для заемщиков, так и для заимодателей. Большинство факторов прямо или опосредствованно обусловлены государственной политикой.

СБОР НАЛОГОВ И КАРТОТЕКА-2

Банки в Украине действуют как сборщики налогов. По системе Картотеки-2, деньги, которые поступают на счета предприятий, имеющих налоговую задолженность или задолженность по зарплате, автоматически перечисляются для покрытия этой задолженности. Вследствие этого предприятия избегают проведения операций через банки. Основную роль при этом играет не сама Картотека-2, а интенсивность, с которой ее использует налоговая администрация, которая просто выталкивает предприятия из банковской системы. По состоянию на 1 марта 1999 года начисление банкам по Картотеке-2 составило 52 млрд. гривен, т.е. больше, чем совокупные активы банковской системы (37 млрд. гривен). Это приводит к очень высоким операционным расходам банковской системы. Хотя Картотека-2 была упразднена в июне 1999 года, однако несколько предприятий подтвердили, что ее функционирование продолжается в полном объеме.

ПРЯМЫЕ ССУДЫ И ССУДЫ ПОД ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ

По информации банков, объемы кредитов, предоставленных ими по указанию правительства, составляли 1,6 млрд. гривен. Хотя эти ссуды выдаются под гарантию правительства, однако такие обязательства часто не выполняются. Большинство таких ссуд предоставляется убыточным секторам. Это негативно влияет на прибыльность банков, накладывая дополнительные расходы на банковскую систему.

СЛАБОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ БАНКОВСКИХ РЕГУЛЯТИВНЫХ НОРМ

Выполнение банковских регулятивных норм является слабым, а статус Национального банка как регулятора банковской системы до сих пор не определен. В результате механизм банковского регулирования до сих пор должным образом не обеспечен. Уставные фонды 24 банков имеют недостаточный капитал, т.е. составляют менее 1 млн. евро. По состоянию на 1 марта 1999 года резервные требования (17%) не выполнялись 49 банками, в том числе всеми самыми крупными (из 214 банков). Как следствие: значительное количество мелких банков продолжает функционировать, хотя они являются явно нежизнеспособными. Отсутствие консолидации означает, что существует большое количество мелких банков, которые не могут воспользоваться преимуществами эффекта масштаба.

КРИЗИС ДОВЕРИЯ И ЗАЛОГ

Нечеткая оценка имущества предприятий советского периода и практически полное отсутствие рынка земли лишает банки залога, на котором они могут хеджировать свои ссуды. Кроме того, слабый институт поддержки выполнения контрактных обязательств усложняет для банков кредитование по приемлемым ставкам. Неэффективная процедура банкротства означает, что банки редко могут компенсировать свои средства за счет ликвидации предприятия. Такой риск превращает заем предприятиям в очень непривлекательное и затратное для банков дело. Большинство банков получают прибыль только тогда, когда осуществляют операции на рынке ОВГЗ. Неспособность правительства погасить ОВГЗ с осени 1998 года практически лишила банки прибыльной деятельности. Вместо того, чтобы давать в долг деньги реальной экономике Украины, значительная часть банков увеличила свои депозиты в иностранных банках.

ВАЛЮТНЫЕ РИСКИ И БАРТЕР

Режим валютного курса опирается на валютный коридор, который правительство не может удерживать. Вследствие этого валютный риск является высоким. Это увеличивает стоимость заемов. По причине высокой процентной ставки люди не могут воспользоваться оборотным капиталом банков. Поскольку стоимость денег является очень высокой, то более популярной альтернативой становится бартер (операционная стоимость которого при нормальных условиях является высокой).

На представленном ниже графике показано, как упомянутые факторы превращают банковскую систему Украины в нежизнеспособную. При нормальных условиях и при отсутствии ограничений предложение банков (S) и их спрос (D) приводит к количеству (Q) банковских услуг по процентной ставке (г). Однако высокие налоги в Украине выталкивают большой сегмент в теневую экономику, которая не пользуется банковской системой. Это опускает кривую спроса на D'. В то же время высокая стоимость, которая складывается под действием упомянутых выше факторов, поднимает кривую предложения на S'. На этом уровне только рынок ОВГЗ может использовать банковскую систему по непомерной ставке г тв . При такой ставке остальная экономика не может пользоваться банковской системой. Эффективный спрос на банковскую систему (D') не соответствует эффективному предложению (S') ни на одном из позитивных уровней банковской системы. Это иллюстрирует тезис о том, что в Украине практически отсутствует банковская система. Ведь общие долгосрочные гривневые ссуды частному сектору составляют всего 600 млн. гривен (150 млн. долларов), т.е. только 3 доллара на душу населения.

Слабая банковская система является очень зависимой от внешних потрясений. Финансовый кризис в сентябре 1998 года принес банкам убытки на общую (зарегистрированную) сумму 153 млн. гривен. Вкладчики потеряли стоимость своих депозитов на сумму 1 млрд. долларов, тогда как банковский капитал уменьшился на 700 млн. долларов. В то же время банковский портфель долгов по безнадежным и сомнительным ссудам (официально признанный) почти удвоился.

Помимо сумм, официально признанных безнадежными и сомнительными долгами, большую часть банковского портфеля краткосрочных кредитов составляют пролонгированные неуплаченные ссуды.

РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Для развития банковской системы необходимо устранить препятствия на пути ее роста. Это даст возможность сократить высокие операционные расходы банковской системы, что, в свою очередь, опустит кривую предложения вниз, приблизив ее к кривой спроса на позитивном уровне банковской системы. Правительству необходимо обеспечить полную ликвидацию Картотеки-2. Кроме того, существует неотложная потребность в развитии системы залога и земельного рынка, а также внедрении эффективной процедуры банкротства.

По причинам вынужденной реструктуризации ОВГЗ и частого нарушения установленного валютного коридора доверие к правительству было подорвано. Обеспечение выполнения договорных обязательств должно начинаться с правительства. При неспособности удерживать коридор можно внедрить управляемый плавающий курс. В такой ситуации инвестиционные решения будут разрабатываться с учетом рисков валютного курса. Искусственная уверенность, создаваемая валютным коридором, очень негативно влияет на инвестиционные решения, ведь часто оказывается, что эта уверенность ничем не подкреплена. Для завоевания доверия к банковской системе следует стимулировать деятельность иностранных банков в Украине. В то же время следует продолжить либерализацию валютного курса.

Банковская система будет выполнять важную роль финансового посредника только тогда, когда сможет избавиться от собственных недостатков. Политические и правовые препятствия на пути финансового развития трудно разрушить. Кроме того, недостаточное институциональное развитие банковской системы подталкивает страну в сети бедности, что может стать серьезным препятствием для экономического роста даже при макроэкономической стабильности.

Управляемый плавающий курс может способствовать предотвращению временных монетарных потрясений. Он может регулировать валюту и во время действительно больших потрясений.

Хвайджа СУЛТАН, Димитар МИШЕВ, Гарвардский институт международного развития
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ