Ожидается, что 4 декабря, впервые после выборов, в Киеве состоится пленум ЦК Компартии Украины, на котором будут рассматриваться довольно серьезные вопросы относительно дальнейшей судьбы партии и ее руководителей. Главным вопросом повестки дня будет итог президентской кампании и оценка участия в ней лидера коммунистов Петра Симоненко. Многие в связи с этим полагают, что в связи с поражением коммунистического кандидата на выборах, пленум может поставить вопрос о его замене. Один из идеологов КПУ, глава Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны Георгий КРЮЧКОВ убежден, что этого не произойдет. Об этом и о своем видении будущего партии он рассказал в эксклюзивном интервью Центру журналистских исследований.
— Как вы оцениваете результаты президентских выборов в Украине?
— Для меня лично и для всего украинского народа победа Кучмы является довольно печальным итогом этих выборов. Для коммунистов в историческом плане это также поражение. Главная задача отстранения Кучмы от власти так и осталась нерешенной.
В то же время, 40% голосов избирателей, отданных за Симоненко в условиях информационной блокады, компрометации и запугивания вполне можно назвать большой победой коммунистов.
— Не считаете ли вы, что именно коммунисты способствовали повторению российского сценария выборов и такому их исходу?
— Я не могу так сказать. Во- первых, главная роль в этом сценарии отводилась не коммунистам, а антикоммунистическому психозу. Выход этих двух кандидатов лишь позволил разыграть эту карту. Во-вторых, Симоненко участвовал во втором туре с расчетом на победу.
Но, к сожалению, партией был допущен ряд просчетов, которые привели к поражению. В частности, в избирательной кампании не были в достаточной мере четко обозначены три важных момента, о которых я говорил еще 3 года назад на пленуме партии.
Первый — тема государственности, так и не прозвучавшая в избирательной кампании. Коммунисты отдали ее другим, в то время как сами стоят на позициях независимости Украины. Ведь тот долларовый долг, который висит на нашей стране — это уже даже не только экономическая, но и политическая зависимость. Поэтому говорить, что сегодня уже есть государственность и независимость — это все равно, что повешенному говорить о веревке.
Да, в Компартии есть суперреволюционеры, которые кричат, выдвигают лозунги, требуют немедленного возвращения социализма и Советского Союза. И когда заговоришь с ними о государственности, то становишься в их глазах чуть не националистом. Может быть кто-то и оглядывался на них, боясь потерять свой электорат. Но ведь для достижения таких целей необходимо пройти целые этапы интеграции, экономической, прежде всего, восстановления по-дурному разрушенных связей, которые выгодны нам, которые нам нужны. Лишь потом жизнь может показать, какие союзы нам необходимы.
Второе — это верховенство закона и права. В условиях, когда больше всего закон нарушает Президент, его команда и правительство, кому, как не левым, брать на вооружение этот лозунг. К сожалению, и этому тоже недостаточно уделялось внимания.
Третий вопрос касается реформ. Тезис о реформаторе Кучме и тянущим совсем в другом направлении левых — это брехня. Никто назад не тянет. Коммунисты, приди они к власти, прежде всего ударили бы по мафиозным структурам, по ворью, которое окружило всех, включая Президента. Остальные же люди работали бы, как и раньше. Если бы партия выдвинула тезис о реформах, то он был бы поддержан всеми.
Именно эти стороны, на мой взгляд, недостаточно использовались в агитации. К тому же, она больше велась среди сторонников Компартии и меньше всего была ориентирована на людей, которые колеблются и сомневаются. Это тоже недостаток.
— Могут ли допущенные ошибки стать основанием для смены руководства партии?
— Возложить вину на лидера, который получил поддержку 40% избирателей, но не стал Президентом, нельзя. Для смены Симоненко, который получил на выборах серьезную поддержку народа, сегодня нет оснований. Идея о том, что это необходимо, навязывается со стороны. Кто-то этого очень хочет. Не будет и раскола в партии, о возможности которого сейчас пишут в СМИ. На парламентские выборы партия, скорее всего, будет идти в том же составе. Говорить же о следующих президентских выборах еще рано.
— Рассматривала ли КПУ возможность поддержки на выборах какой-либо другой кандидатуры?
— Возникал вопрос о Морозе. По моему глубокому убеждению, Мороз не победил бы. Не потому, что у него не было шансов. Весь ход избирательной кампании показывает, что на первом этапе, видимо, Мороз представлял самую большую опасность для Президента, и весь огонь был сосредоточен против него. Ведь сегодня уже молчат о «деле Иванченко» и так далее. Всего этого как будто и не было. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что эта ситуация, если не была организована, то, во всяком случае, использована для того, чтобы дискредитировать Мороза. Я уверен, что пошли бы на все для того, чтобы это сделать.
Но это не означает, что я безоговорочно поддерживаю Мороза. У меня, может быть, к этому человеку претензий больше, чем у кого бы то ни было. У Мороза были данные для победы, но победить ему не дали. По моему убеждению, антикучмовским политическим силам нужно было бы объединиться и выдвинуть другую кандидатуру, которую бы поддержал электорат коммунистов и те, кто до выборов еще сомневался. Этот кандидат мог бы победить Кучму, и не обязательно, чтобы он был коммунистом или социалистом.
— Такая кандидатура была?
— Да. Но я не буду называть его фамилию. Уже все в прошлом.
— Оказывали ли вашей партии какую-либо помощь российские коммунисты? Ходили слухи, что накануне выборов Зюганов посещал Киев.
— То, что сюда приезжал Зюганов, является досужими выдумками. Кто-то зафиксировал его разговор с Симоненко по телефону и подкинул такую идею журналистам. Точно так же, как фиксируются разговоры здесь, у меня, в рабочем кабинете, а также дома. На самом деле, партия Зюганова не оказывала на выборах нашей партии никакой помощи. Наши партии самостоятельные, дружественные, но ни одна, ни другая во внутренние дела друг друга не вмешиваются.
— Как вы оцениваете намерения Президента провести инаугурацию во Дворце «Украина»?
— Президент сам себя коронует, в то время, когда эти вопросы должны решаться другими людьми. Коммунисты выступили категорически против того, чтобы нарушались традиции. Наше мнение не изменится, и на освящение беззакония коммунисты никогда не пойдут.
— Кого из возможных кандидатов вы видите на посту премьер-министра?
— Об этом можно будет говорить лишь после того, как Президент внесет кандидатуры на рассмотрение ВР. Могу сказать только, что кандидатуру Пустовойтенко фракция не поддержит. Коммунисты много раз ставили вопрос о признании неудовлетворительной работы правительства, возглавляемого им.
— Что ожидает партию в ближайшие годы?
— Мы будем собирать силы. Следующий год будет очень тяжелым как в экономическом, так и в социальном плане. Это усилит протестный потенциал общества, и поддержка нашей партии будет расти. Власти же захотят удержать антикоммунистическую волну с тем, чтобы загнать Компартию в резервацию и оставить ей не более 10%. И это может быть. Мы уже убедились, что в этой стране может быть все, что угодно.
Крючков соглашается с мнением, что его позиция относительно некоторых вещей несколько отличается от позиции руководителей партии. В то же время он остается предан идее, которой посвятил всю жизнь и говорит, что никогда от нее не отступит. В разговоре он приводит цитаты из работ Ленина, но говорит, что не приемлет догматический и фанатический подход к коммунистической идее. У него в кабинете даже нет портретов вождя пролетариата. Крючков и без того считает себя коммунистом и говорит, что доказывать это ему не надо.