Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Жил – дрожал, умирал – дрожал

Праздник европейского футбола снова пройдет без Украины
19 ноября, 1999 - 00:00

Задача не пропустить в течение двадцати пяти минут гол от деморализованной и утомленной команды Словении оказалась украинским футболистам не по силам. Серия бессмысленных ошибок, вызванная паникой и суетой в защите, привела к рикошету в наши ворота после несильного удара словенского нападающего Павлина. За пятнадцать минут, остававшихся для спасения игры, больше возможностей забить гол было у словенцев.

Народ на Словению идти не хотел. Только снижение в последний день цены на билеты до 1–5 гривен позволило заполнить главную спортивную арену страны до приличной, как для такой игры, отметки. Оптимизм предигровой рекламы на большинство любителей футбола не распространился. Слишком уж бледно выглядели наши в Любляне, чтобы надеяться на убедительный реванш в родных стенах. За день до игры автор этих строк предсказал два условия победы сборной Украины. Первое условие — нам должны помочь забить или ошибка соперников вроде филимоновской, или очень справедливый одиннадцатиметровый. Второе условие — отсутствие у нашей команды страха за результат, того мандража, который не давал украинцам в первой игре показать элементарное умение играть в футбол.

Изменения в составе нашей команды должны были совершенно запутать соперников. Действительно: выставлять пять чистых защитников в игре, которую крайне необходимо выигрывать, может только очень «серьезный» специалист. Зато нападающих у нас оказалось аж трое. Посему центр поля должны были захватить два наших полузащитника — Кандауров и Косовский. Первый в последний раз видел снег в своей Португалии очень давно и вряд ли мог помочь в силовой борьбе за мяч в центре поля. Косовского же, как и Скаченко, при всем уважении к их спортивному характеру, ну никак не назовешь великими футбольными комбинаторами. Поэтому уже с первых минут читалась игра украинцев по принципу: нагружай — поборемся! Такая игра имеет право на существование только в том случае, если одни «нагружают» быстро и регулярно, а вторые за «нагруженное», то есть за мяч, активно борются. Панически боясь ошибиться, пятеро наших защитников настолько долго каждый раз возились с мячом на своей половине, что словенцы успевали спокойно и без суеты прикрыть каждого нашего нападающего с подстраховкой. Индивидуальная же игра нашей единственной международной звезды Шевченко могла привести разве что к штрафным, которые Андрей сам зарабатывал и сам же портил, выполняя неточные удары или передачи туда, где должен быть сам. Приятно, что в пылу борьбы, наш форвард не забыл выпустить футболку из трусов, чем он регулярно подчеркивает свою исключительность. И на здоровье: мог бы и вообще ту футболку задом наперед надеть — только бы забивал родненький!

Читатель знает, что за всю игру наши так и не смогли хотя бы раз нормально ударить в створ ворот команды Словении. Поскольку забивать себе сами гости явно не собирались, оставалось, перефразируя Ильича, падать, падать и еще раз падать, чтобы судья назначил в конечном итоге одиннадцатиметровый. Арбитр пошел нам навстречу, и под замирание миллионов сердец железный Ребров забил с пенальти столь нужный гол.

Оставалось довести игру до победы, но тут помешал тот самый страх, о котором я предупреждал во вторник. Невооруженным глазом было видно, что наши не могут или не хотят забить еще один мяч разочарованным судейской немилостью гостям. Оставшиеся 25 минут наши готовились ждать как солдат «дембеля», отсчитывая каждую выигранную секунду. На 550-й защитник украинцев подправил мяч в свободный от Шовковского угол ворот — и все было кончено. Нанести удар в чужие ворота наши так и не смогли. 550 секунд мы как будто побыли участниками Евро-2000. А потом возвратились туда, где мы есть.

Возвратились, чтобы спросить — а есть ли у нас национальная команда, или ребята в желто-голубом являются только подразделением киевского «Динамо» со всеми вытекающими последствиями? При желании и Михаила Поплавского можно считать звездой эстрады, как и Йожефа Сабо достойным тренером главной команды страны. На самом же деле мы видим создание из лучших игроков бывшего Союза суперклуба «Динамо» и упадок сборной, в которую, если так и дальше пойдет, некого будет собирать.

После неудач, подобных той, которая постигла команду Украины, в цивилизованном мире принято подавать в отставку. Сделает ли кто-то из ответственных за футбольный позор такой мужественный шаг, или мы снова услышим о том, что им что-то мешало? А может, и не было никакой неудачи? Ведь главную задачу, судя по телевизионным комментариям, мы вместе с футболистами выполнили. А Европа? Европа подождет, пока наши футболисты и все мы научимся не бояться играть в свою игру. Не дрожать постоянно, как тот литературный герой, а по-настоящему выигрывать и проигрывать.

Николай НЕСЕНЮК
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ