Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Золота хвиля-99»: в поисках перспективы

16 ноября, 1999 - 00:00


В Харькове прошел Второй ежегодный конкурс региональных средств массовой информации Украины «Золота хвиля-99». Этот конкурс проходит в рамках проекта «Золотая Эра украинского телевидения», его генеральным продюсером является президент Ассоциации регионального телевидения и радиовещания Украины Андрей Гунченко. Соорганизатором конкурса стала фирма «Украгросервис».

По сравнению с прошлым годом в конкурсе участвовало меньше телерадиокомпаний — 74 против тогдашних 105. Соответственно, было подано и меньше работ — 348 против 485. По мнению организаторов, столь заметное снижение количества участников конкурса связано с уже определившимся, в связи с прошедшими «Золотой Эрой» 97-го и 98-го годов и — «Золотої хвилі» 98-го года критериями отбора и, следовательно, возросшей самокритичностью региональщиков. В то же время постоянные участники конкурса и члены жюри отмечают, что свою роль, возможно, сыграл и некоторый монополизм победителей, имеющий в том числе и объективную подоплеку. В частности, речь идет о признанных грантах регионального ТВ и РВ — таких, как ТК «ТЕТ» (Киев) или ТРК «Мегаполис» — Мега-радио (Донецк), продукция которых действительно на порядок выше по своему профессиональному уровню, чем у партнеров. Имея, к тому же и приличные мощности, эти теле- и радиокомпании выставляют свои программы практически в каждой номинации — и... побеждают, как бы снижая стимулы к участию в соревновании у других, менее «продвинутых» региональных команд. К примеру, в прошлом году передачи ТК «ТЕТ» победили в четырех номинациях (из 10), а в этом году — программы Мега-радио — в 3 (из 4), плюс эта же радиокомпания получила два спецприза из четырех. Ситуацию, правда, смягчило, прежде всего в конкурсе ТВ-программ, решение жюри (с подачи генерального директора «ТЕТа» Аркадия Жаровского) о невозможности признания победителями тех проектов, которые были таковыми в прошлом году. Что, однако, не помешало «ТЕТ» победить и нынче в трех номинациях. По словам члена жюри Игоря Збронжко, заместителя генерального директора Российской ассоциации регионального телевидения, в их стране эту ситуацию смягчает наличие гораздо большего количества высокопрофессиональных региональных команд, чем в Украине, что снимает возможность пусть даже естественного, но монополизма. Нам же, очевидно, следует либо ждать, когда вырастет и новое поколение провинциальных журналистов высокого класса, и возрастут мощности региональных телерадиокомпаний. Либо разделять, к примеру, конкурс на две части: скажем, отдельно для столичных и областных студий — и отдельно для городских, районных. Что, конечно же, со своей стороны, явно снизит планку творческого состязания.

К неразрешенности пока этой дилеммы добавляются и другие проблемы «Золотої хвилі». Прежде всего, это организационные накладки, которые пока что, к примеру, напрочь лишают возможности приехавших в Харьков со всей страны участников конкурса познакомиться с работами своих коллег. За два дня нынешнего конкурса в Харькове опять не было организовано ни одного просмотра или прослушивания, кроме как для жюри. Такая ситуация, по словам того же Игоря Збронжко — при их, правда, уже пяти проведенных российских конкурсах регионального ТВ — изначально невозможна у них. Также в Москве очень тщательно продумывается организация творческого общения журналистов, чего, вновь-таки, не было на сей раз в Харькове. Неприкаянные участники «Золотої хвилі» «ныкались» по городским кафе или гостиничным номерам, и даже заявленные в программе различные семинары и мастер-классы почему-то не состоялись, кроме творческой встречи с Владом Ряшиным. Честно говоря, создалось впечатление, что организаторы «Хвилі» были в этом году больше озабочены «отработкой» тех обещаний, которые они, судя по кулуарной информации, были вынуждены дать местным властям и спонсорам конкурса, благодаря поддержке которых этот конкурс и мог осуществиться организационно и финансово. Условия были незамысловатыми и недвусмысленными: конкретно поучаствовать в предвыборной агитации за Леонида Кучму. Соответственно, с подачи организаторов, форумом было принято (не единогласно, что, однако, ничего не решало) обращение к СМИ Украины с настойчивым предложением поддержать во II туре Леонида Даниловича. Тем самым, и региональные журналисты поучаствовали в массовой акции «а-ля советикус», которые, похоже, уже многими воспринимаются как просто некий атрибут нашей повседневной жизни, от которого тебе конкретно ни холодно, ни жарко, но как бы надо. И что еще раз доказало абсолютную политическую зависимость нашего бизнеса — в том числе и информационного.

Что ж до собственно творческих удач и неудач нашего «малого» ТВ — каким оно увиделось сквозь призму нынешнего фестиваля... К сожалению, автор этих строк не была в Харькове в прошлом году, поэтому может описать лишь картинку в статике, а не в ее развитии. Зато нынче, в качестве члена жюри «Золотої хвилі», я смогла увидеть работы всех номинантов по каждой из пятнадцати номинаций (11 — ТВ, 4 — РВ), представленных в конкурсе. Общее впечатление: нашему региональному ТВ явно не хватает стремления сказать (сделать) нечто свое, оригинальное, нестандартное. Определенная степень профессионализма — иногда достаточно высокая, уже есть. Понимание того, как это должно выглядеть имиджево — в смысле оформления каналов, программ, подачи, скажем, новостей, интонаций, ритма, манер ведущих — присутствует. Конъюнктуры — хоть отбавляй, и не только, скажем, политической, и даже в меньшей степени — коммерческой, а вот как бы той, которая бы помогла зрителю не отвлечься от уже привычного для его глаза, ума и души стандарта каналов общенациональных, чтобы все было «как у людей», и, не дай, Бог, не вышло за пределы общепринятых штампов. А вот своеобычная неповторимость авторской интонации — это редкость. С другой стороны, иногда те работы, где как раз эта эксклюзивность присутствовала, подводила еще невышколенность, скажем так. Так, мне кажется, случилось с очень перспективным проектом «Новини-тижневик» («3-студия», Ивано-Франковск) , в котором автор и ведущая — Наталья Катеринчук — дает жесткий и именно авторский анализ происходящего, причем, что интересно, события в стране здесь пытаются комментировать именно с точки зрения их региона, с точки зрения интересов его жителей. Местные новости не ограничиваются официальной хроникой, но поднимаются и острые социальные проблемы. Чуточку работы над имиджем самой Натальи, чуточку школы, чуточку разнообразия в интонациях сюжетов и подводок ведущей — и, мне кажется, на следующем фестивале передача могла бы победить (в этот раз «3-студия» стала номинантом в разделе «Информационная программа»). Столь же любопытной мне показалась передача «Один день в Брюсселе» Константина Кеворкяна (ВК «Первая столица», Харьков) , в которой был найден оригинальный ход: поговорить о взаимоотношениях Украины и НАТО, о проблемах самой Украины, которые отражаются и на ее отношениях с Североатлантическим союзом — через... путешествие по самому Брюсселю, через ассоциативные пассажи, связки, исторические параллели, на которые наталкивают достопримечательности столицы Бельгии. Увы, и эта программа уступила первенство в номинации «Публицистические программы». Правда — не менее достойному проекту «Вартий уваги» ТРК «Міст» из Львова . Другое дело, что и на этом фестивале, как и на весенней общенациональной «Золотой Эре», было весьма спорное разделение передач по номинациям. В частности, и львовский рассказ об известнейшем в городе 80- летнем М. Хускивадзе, и встреча с Богданом Ступкой в программе «Имя» Ирины Гордейчук («ТЕТ», Киев) , и интервью с Юрием Башметом ( «Тема с вариациями», «ТЕТ» ) — как по мне, так относятся к вполне определенному жанру телепортрета. Понятно желание самих ТРК «распределиться» по как можно большему числу номинаций, так, чтоб выросли шансы на победу. Но, очевидно, организаторы конкурса должны серьезнее обозначить номинационные и жанровые критерии — чтобы жюри не приходилось сравнивать абсолютно разные вещи — скажем, остросоциальные или политические проекты и портретно- психологические в разделе публицистики.

Порадовали одесситы в номинациях, где, в общем-то, им сам Бог велел: культурно-историческая программа, просветительская и информационно-развлекательная. В каждой из трех представленных в этих номинациях одесскими телевизионщиками работ — соответственно «Я за Одессу свой веду рассказ» («СТБ», Одесса), «Литературный Пассаж», (ТРК «Нова Одеса»), «Погода 99» («Нова Одеса») присутствовала прежде всего личность и ее непосредственность, раскованность мысли, индивидуальность интонации.

Что же до тематических предпочтений региональщиков — наибольшее удивление вызвала слабая представленность и невыразительный уровень социальных проектов. Судя по всему, своей Ольги Герасимьюк пока что в провинциальном нашем ТВ нет. Хотя, казалось бы, жизненного материала — драматического, острого, просто обреченного на внимание зрителя — в нашей жизни даже с перебором. Есть подозрение, что причиной такой «обструкции» регионального ТВ самых жизненных — и мало приятных для наших властей тем и проблем — в сложности «вписывания» их в предвыборный контекст Украины. На местном уровне — давление властей, от которых, кстати говоря, тоже много чего зависит в решении социальных проблем — на ТРК не менее сильно, чем в центре, а порой и куда буквальней и без излишних церемоний. Возможно, кстати, этим же объясняется и вынужденный шаг организаторов «Хвилі» — снятие номинации «Юмористические программы», по причине практического отсутствия интересных работ в этом жанре. В связи с этим вспомнила анекдот, рассказанный членом жюри конкурса, известнейшим харьковским музыковедом и ведущим радиопрограмм Сергеем Коротковым. «Как-то Насреддин предложил жене:

— А не сварить ли нам суп?

— Сколько положить батманов масла? — спросила жена, — как обычно 3?

— Нет, — ответил Насреддин, — положи 8. Суп, о котором еще нет ни слуху ни духу, должен быть пожирнее». Сергей добавил известное, что в каждом анекдоте о Насреддине есть 72 смысла. Но в нашем контексте, очевидно, нам предстоит подождать и посмотреть, сможет ли, наконец-то, региональное ТВ серьезно повернуться лицом к социальной тематике, и таким образом тоже можно будет судить, насколько свободными являются наши местные СМИ (реальный — или виртуально-жирный — телесуп будет у нас этак через год?).

Мне уже пришлось сказать для телеверсии «Золотой хвилі» на УТ-1, что для наших региональных журналистов истинным признанием является приглашение на каналы общенациональные. И, конечно, в этом есть свой смысл — хотя во всем мире больше смотрят как раз местное ТВ. С одной стороны, завоевать внимание зрителей на нем, казалось бы, легче, а с другой — провинциальный журналист, не снижая планку профессионализма, должен своих соседей по подъезду, коллег своей жены или мужа, друзей своих детей, видящих по телеящику многое и многих, убедить в том, что именно он знает больше и детальнее про их самые сущностные и гвоздем в голове сидящие проблемы. Хотелось бы верить, что нашим региональщикам будет удаваться это все более веско. Конечно, вряд ли это получится без кардинального изменения ситуации со свободой слова и прессы в нашем информационном пространстве.

Наталья ЛИГАЧЕВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ