Человек может то, что он должен сделать, и если он говорит: «Я не могу», — значит он не хочет. Иоганн Готлиб Фихте, выдающийся немецкий философ, 1762—1814
Реформы в экономике и в политике, их методы, темпы, эффективность и цель — вокруг этого сосредоточены практически все дискуссии в украинском обществе на протяжении последних десяти лет. Проводятся ли реформы вообще, не следует ли для справедливой их оценки добавить префикс «анти», кто смог бы их успешно осуществить (в значении и персональном, и в социальном) — подобные вопросы закономерно находятся в центре внимания.
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе объективно, полезным было бы ознакомиться с недавним историческим опытом реформ в послевоенной Германии, с деятельностью человека, который сделал наибольший вклад в их практическое воплощение — Людвигом Эрхардом.
Родился будущий федеральный канцлер ФРГ в феврале 1897 года в баварском городе Фюрти в зажиточной купеческой семье. Получил Людвиг обычное для выходца из этой прослойки образование: закончил народную школу, потом реальную школу. Очевидно, семья готовила его к продолжению дела родителей, но путь будущего предпринимателя не был легким: в 19 лет молодой Людвиг отправляется на фронт Первой мировой войны; только в начале 20-х, вернувшись к мирной жизни, Эрхард получает, наконец, диплом купца, готовит и защищает диссертацию, а потом, в 1925 году, возглавляет отцовское предприятие, которое позволило ему приобрести тот опыт практической экономики, который впоследствии был в немалой мере использован при принятии ответственных решений.
Но после трех лет работы частным предпринимателем Эрхард переходит в сферу теоретических исследований: в течение 14 лет (!) он оставался сотрудником Института экономических наблюдений немецких готовых товаров в Нюрнберге. Этот период дал одному из родителей немецкого «экономического чуда» возможность расширить круг знаний, отшлифовать свои теоретические заготовки. В большую политику Эрхард пошел только в 48 лет, после разгрома гитлеровцев, когда он стал государственным министром экономики Баварии, а через три года — федеральным министром экономики ФРГ. Вершиной его политической карьеры стало, безусловно, назначение преемником Конрада Аденауэра на должность федерального канцлера (1963-1966 гг.). После выхода в отставку Эрхард прожил еще 11 лет — умер 5 мая 1977 года в Бонне. Социал- демократы, сам он был христианским демократом, победив на выборах 1969 года и получив власть, продолжили определенный им и Аденауэром социально- экономический курс.
В чем же он, этот курс, состоял? Эрхард подчеркивал: важно ясно видеть перед собой цель. Эту цель он афористично определил самим названием своей книги, которая вышла в печать в конце 50-х годов и также в немалой мере содействовала упрочению международной репутации Эрхарда как удачного реформатора: «Благосостояние для всех». Знаменитый баварец совсем не считал это утопией или даже делом отдаленного будущего. И это — несмотря на известную послевоенную разруху в Германии!. Какими же средствами можно добиться такой благородной цели? На этот главный вопрос немецкий экономист № 1 дал четкий ответ: нужно наладить социальную рыночную экономику (между прочим, странная вещь: у нас много говорят о переходе к рынку, как будто ориентируются при этом на опыт Запада, но, как правило, совсем забывают о первом слове формулы Эрхарда: «не просто «рыночная» экономика, а «социальная»...).
За основу своей социально- экономической стратегии Эрхард взял несколько простых фундаментальных принципов: 1) Условием экономического прогресса непременно должна быть свобода рынка, а не командное вмешательство в экономику. 2) Свободу рынка обязательно нужно сочетать с социальным равновесием, без чего общество будет разодрано игрой стихийных рыночных сил. Этим экономическая модель Эрхарда — Аденауэра и отличается от «классического», неограниченного капитализма ХIХ столетия и первой половины ХХ ст. 3) Роль государства очень существенная, но она заключается не в непосредственном администрировании в экономике, а в создании «рамочных» условий, общих «правил честной игры» для всех. Это значит: 4) Честное соревнование в политике (где на цивилизованных основах соревнуются на выборах партии центристского, левого и правого направления), а также в экономике (где главным критерием должны быть не семейная или административно-должностная приближенность к власти, а интересы потребителя, т.е. производство качественных и необходимых обществу товаров, что распространяется и на интеллектуальную сферу). 5) Государство предоставляет и будет предоставлять помощь тем, кому она необходима, в то же время лучший путь — это «самопомощь» человека, когда, например, мелкий предприниматель, обанкротившись, получает от государства субсидию, получает новое образование, меняет квалификацию и успешно развивает новый бизнес, а рабочий, тоже переучившись, переходит на новое предприятие и благодаря собственной настойчивости и государственной помощи получает возможность стать соакционером (так называемая модель «народного капитализма»). Причем Эрхард понимал, что оба аспекта проблемы взаимосвязаны: без поддержки общества и государства личность может потерять свой потенциал, без инициативы личности государственные субсидии превращаются в поощрение пассивности, если не паразитизма. 6) Необходима стабильность экономической политики и основополагающих законов, которые не могут меняться ежегодно. Необходимой является здесь защита частной собственности, которая при соблюдении предварительно изложенных условий будет служить как интересам конкретных владельцев, так и интересам всего общества. 7) Основным субъектом частной собственности должна быть не олигархия, а средний класс. Экономическое господство олигархии разрушает демократию, а упрочение среднего класса является необходимой предпосылкой укрепления демократического уклада. 8) Важно осуществить пенсионную реформу (проведена Эрхардом в 1957 году), которая базировалась в Германии на «концепции трех колонн»: во-первых — законная государственная пенсия, во-вторых — производственное пенсионное страхование; в-третьих — пенсионное самообеспечение, или собственные накопления. Эти «три колонны», или «три кита» должны объединяться гармонично. 9) Защита окружающей среды, особенно на государственном уровне, является важным фактором социально-экономического прогресса. 10) Без доверия народа к власти и избранному курсу невозможны как политическая демократия, так и экономическое развитие. Излишнее социальное расслоение, в свою очередь, делает такое доверие невозможным.
Можно долго рассказывать о конкретных путях, которыми шел Эрхард (сознательный или подсознательный последователь Рузвельта), реализуя концепцию «социальной рыночной экономики». Так, очень важным было введение новой немецкой национальной валюты — новой марки (1948 г.), с чего, по существу, и начались дальнейшие реформы. Но для нас в Украине большее значение имеет другое. Что из принципов Эрхарда принадлежит только истории Германии, а что имеет универсальный характер и полностью может быть реализовано и на нашей земле? Как пройти между Сциллой государственного всевластия во всем и Харибдой неудержимого, хищнического частного интереса? Почему реформы у нас часто осуществляются не «по Эрхарду», а «с точностью до наоборот»? Над всем этим нужно думать вновь и вновь всем нам! И помнить при этом слова гениального Гете: «Утверждают, что между двумя крайностями обычно лежит истина. Это неправда. Между ними лежит проблема...».