Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Атилла возвращается

II. Жизнь и деятельность Атиллы
25 сентября, 1999 - 00:00

Продолжение.
Начало читайте на странице «История и «Я», «День» №139 и 157

Учитывая специфику газеты, автор остановится на тех моментах жизни Атиллы, которые недостаточно освещены в разных исследованиях. В 395 году огромная Римская империя была разделена на две части. В районе нынешнего Белграда проходила граница между Западной и Восточной Римскими империями. Выходец из наших земель визиготский король Аларих по Иордану (д 147—156): «...поднял войско и через Паннонию, через Сирмий, по правой стороне вошел он в Италию». А 24 августа 410 года по Риму впервые за 700 лет прошли чужеземные воины не в качестве пленных, а с оружием в руках. Это произвело огромное впечатление на весь тогдашний мир. Как писал Пелагий: «Рим — властелин мира — при своем последнем издыхании был охвачен страхом от того, что повсюду трубили в рога и кричали готы. К чему теперь все его величие и пышность?» Надеемся, что читатели помнят и 24 августа 1991 года, когда наше государство восстановило свою независимость — поразительное совпадение!

Прокопий писал, что Атилле: «...оба царства (империи) платили дань, и каждый год василевсы слали ему деньги», это из книги «Война с вандалами» — 1,29. После неудачной войны Восточная Римская империя в 447 году была обязана выплатить Атилле 6000 литров золота, в перерасчете на килограммы это составляет — 1965 кг. А еще Приск пишет: «Римляне сделали вид, что добровольно заключают такой договор, но на самом деле под влиянием безумного страха, охватившего их начальников, соглашаясь на заключение мира, они готовы были принять любые, даже самые тяжелые требования».

Пусть теперь уважаемый читатель не удивляется: почему так мало сведений дошло до нашего времени об Атилле и гуннском государстве. Все документы об Атилле уничтожались, а те, которые оставались — выхолащивались, дабы утаить и скрыть поражения давних римлян. На Западе и на Востоке делалось немало попыток возродить «священную» Римскую империю. Не забываем, что за второй Рим — Константинополь — турки воевали только в 1453 году. Поэтому сегодня доподлинно не известно: сколько лет прожил Атилла, где он умер, и где был похоронен, где находилась его столица, и была ли победа Атиллы в Каталаунской битве 451 года?

Только одно предложение в сочинении Иордана, похоже, указывает, где жили (временно. — Aвт. ) гунны, с.111: «...выступив из Дакии и Паннонии — провинций, где тогда жили гунны и разные, им подчиненные племена. Атилла пошел войском на аланов». На основании этого одного предложения, фактически описывающего один исторический факт, и делаются выводы, — что основной базой для проживания гуннов при Атилле была Паннония. Уже упоминавшийся «Справочник по истории Украины» и книга Ю.В. Павленко тоже придерживаются этого мнения. Это мнение подтверждается и одновременно отрицается другим предложением у Иордана, с.120, о том, что сыновья Атиллы вернулись в те области Скифии, где протекают воды Данапра — Днепра. На своем языке гунны называют его — Вар. Интересно, что и через 500 лет Константин Багрянородный указывает одно из названий Днепра — Варух, когда пишет о наших землях.

Но что это за земля — Паннония, приютившая такой большой народ, как гунны? Паннония — нынешняя правобережная часть Дуная в Венгрии. На севере и востоке границы Паннонии проходили по Дунаю, на юге — по реке Савва, на западе — по Восточным Альпам. На переломе эпох эту землю завоевали римские легионы, и она стала провинцией. Из соседней провинции — Норика — древнерусский летописец Нестор выводил славян, возможно ему было известно сочинение «Гетика» Иордана? В римскую Паннонию часто прибывали императоры с целью ведения войны против задунайских «варваров». Размеры Паннонии небольшие: 300 на 200 километров. При разделении Римской империи Паннонией владела Западная Римская империя. Как пишет Марцелин Комит, гунны владели Паннонией 50 лет, т.е. до 427 года, о чем есть упоминание и у Иордана. Получается, что гунны в Паннонии появились сразу же после разгрома готов в 376 году. Могли ли гунны за несколько лет завоевать такую большую территорию от Дона или до Волги, аж за Дунай и при этом задержаться в римской провинции? Реально это невозможно. Иордан пишет, что на какой-то речке Недао гунны понесли поражение от аланов, которые в Каталаунской битве не принадлежали к серьезной военной силе. И об этом событии Иордан пишет всего двумя предложениями? Другим авторам речка Недао, как и сама битва, неизвестны! Вероятно, Иордан хотел хоть немного унизить гуннов. Но большинство исследователей истории этого периода пошло по пути, едва указанному Иорданом, и ищут столицу и могилу Атиллы на землях Венгрии. Разумеется, что все их поиски напрасными были и есть.

Вернемся к записи путешествия дипломата Приска Панийского. Через 500 лет часть текста Приска была внесена в пособие по дипломатии для византийских чиновников. Вот в таком переделанном и выхолощенном виде дошли до нас эти записи Приска Панийского.

Поэтому попытки ученых разгадать: через какие большие реки, после Дуная, переправлялось это посольство, направляясь к столице Атиллы — дело нелегкое. Редакторы обезобразили и даже изменили названия этих рек: Тизия, Тибизия и Дрика, — только Тизия более- менее отождествляется с Тисой, но у А.Марцелиада Тиса известна под названием — Парфиск?! По моему мнению, вероятнее всего, это посольство переправлялось через такие большие притоки Дуная, как Олт, Серет и Прут, и далее направлялось в Приднепровье, где находилась столица Атиллы.

Это только на первый взгляд кажется, что может существовать множество дорог в степной и лесостепной местности. Например, от переправы на Нижнем Пруте до переправы на Нижнем Днестре ведет единственная дорога, проходившая у верховья озера Ялпуг. У Приска есть интересное описание приключения, которое произошло с посольством у какого-то озера:

«Пройдя много дорог, под вечер мы поставили свою палатку у озера, имевшего питьевую воду, которую использовали жители ближних селений. Вдруг поднялась буря с вихрем, громом, молниями и сильным дождем; она не только перевернула нашу палатку, но и унесла все наши пожитки в воду озера. Перепуганные разразившейся стихией и всем, что произошло, мы покинули это место, и в темноте под дождем потеряли друг друга, так как каждый пошел по тому пути, который считал для себя более легким... Оказалось, что мы все двинулись разными дорогами в одном направлении, мы собрались вместе и криком стали звать потерявшихся. Скифы, выскочившие на шум, начали жечь камыш, который они используют как топливо, осветили местность и поинтересовались, почему мы кричим».

В этом рассказе Приска есть несколько моментов, наталкивающих на мысль, что это приключение с посольством случилось в верховье нынешнего озера Ялпуг в Одесской области. Несколько лет назад я, изучая другое историческое событие, побывал в этих местах, в районе теперешнего города Болграда. И теперь город расположен на верхней террасе озера, а не на берегу. Из города попасть на берег озера можно только по крутому склону за 15—25 минут. Сам склон (терраса) разделен оврагами с глинистыми тропинками. Поэтому, когда члены посольства ночью под дождем поднимались наверх к скифскому селению — они легко потерялись. Похоже, что в скифском поселке ветер был более слабым, чем на берегу озера. Это связано с тем, что озеро Ялпуг очень вытянуто с севера на юг (около 40 км), имеет высокие берега, потому ветер, попадая сюда, приобретает немалую силу. А еще весенний разлив озера не содействует непосредственному заселению ее берегов. Приск также сообщает о питьевой воде в озере, которой пользовались скифы.

Следовательно, местные жители за водой ходили к озеру, которое полностью отвечает ландшафтно-климатической ситуации в этой местности — полузасушливая степь Буджак. Если взять любое озеро в Венгрии, то сомнительно, чтобы местные жители пользовались водой из озера, когда там существует разветвленная речная сеть, и климат не такой, как у озера Ялпуг. И последний момент, объясняющий, почему скифы, или же гунны, живут в домах — здесь было стратегическое место, сюда вела еще одна дорога от переправы через Дунай, находящейся вблизи села Орловка Одесской области. И такое место, конечно, находилось под постоянной охраной и контролем. Само же селение принадлежало одной из жен брата Атиллы и, естественно, приносило доход ее владелице от посольств и купеческих валок. В частности, упоминавшееся посольство подарило этой царице: «Три серебряных чаши, кожи красного цвета, перец из Индии, финиковые плоды и другие сладости».

Тарас ДИШКАНТ, специально для «Дня»

Продолжение читайте на странице «История и «Я» в октябре

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ