Дураков и доверчивых лохов, конечно, еще находят последние трасты, собирая с них дань в самых глухих «заповедниках», но по большому счету ринувшаяся в теневую экономику голь стала достаточно хитра на выдумку. Благодаря не в последнюю очередь и этому обстоятельству, вновь созданному в независимой державе национальному бюрократическому истэблишменту пришел, мягко говоря, финиш: фискально-разрешительный мирный рэкет перестал пополнять казну. Если же учесть, что сам так называемый истэблишмент, постоянно перевоспитывая суровой жизнью свой народ, ничего не делал для собственного образования и саморазвития по цивилизованным нормам, то к исходу указанного периода он оказался совершенно не готов к тому, что его барским замашкам поставлен предел на внешнеэкономическом уровне, — и как раз когда сжался до минимума внутриэкономический простор его жизнеобеспечения.
Выход, как говорят в рекламном ролике о красивой жизни, один — выбирай сам: или тебя уйдут, или вводи диктатуру. Причем реклама жарких стран в данном случае бесполезна: как показывает опыт, после Е.Звягильского и еще «заскучавшего» в Калифорнии П.Лазаренко, и даже рвущегося обратно в Украину Рабиновича, — ехать нашим «сливкам» некуда. Отсюда даже проще, чем в рекламе: выбора нет вообще, чтобы остаться — хоть тушкой, хоть чучелком, но во внутренней эмиграции, и при этом сохранить за собой хотя бы видимость безопасности, — вводи диктатуру. Личные качества верховного правителя при этом играют минимальную роль, и то лишь в случае, если на носу нет выборов. Роль начинают играть совсем другие параметры оставшихся властных возможностей: на смену обанкротившейся плутократии и бюрократии приходит партия силы (в Украине, где перспективы внешней агрессии считаются нулевыми, эту элиту партией войны назвать нельзя).
Как показывает мировой опыт, лишь на первом этапе антидемократического переворота партия силы позволяет гражданскому правительству, чью безопасность от социума она и обеспечивает с помощью полицейского режима, командовать собой.
Следующий этап — военная диктатура, модификации которой могут несколько меняться, но суть сводится к тому, что силовая власть сама облекает себя в ризы государственных структур. Дальше все происходит по-новой, и возможны даже благополучные трансформации военной власти в нормальное гражданское общество. Но это нам пока неинтересно. Нам пока интересно, что и тут существует экономическая подоплека процессов. Так, растущая на первых порах силовая элита молодого государства исчерпывает отводимые ей бюджетные ресурсы (особенно если они постоянно резко сокращаются в абсолютных показателях в связи с сокращением бюджета как такового), затем переходит на «самоокупаемость» благодаря эксплуатации теневого криминального социума (начиная тем самым посягать на «территорию» уже разжиревшей бюрократии, а тем более — плутократии), затем обретает первенство за счет полного контроля внешнеэкономической как криминально-теневой, так и остатков легальной экономики, параллельно прикупает у верховного правления, за обещание преданности и послушания, знаки благородного происхождения (число генералов растет прямо пропорционально обессилению гражданских правителей), и наконец — замахивается на трон.
Наш случай как раз находится на этапе, когда генералов уже больше, чем их может содержать бюджет и даже оскудевший теневой рынок, но когда услугами силовиков еще не воспользовался в полной мере верховный правитель. Чтобы замахиваться на трон, надо сначала заслужить полнейшее доверие, то есть показать себя в деле... И вот что интересно: когда у силовиков появляется особая потребность в этом самом показательном «деле» — оно, как правило, находится...
13 сентября Президент Украины издал документ под названием «директива», который не входит в перечень конституционных актов, предписанных главе государства для проведения в жизнь своих решений. Президент может издавать указы и распоряжения, причем в рамках действующего законодательства. Изданная Президентом Кучмой директива не только не отвечает этим требованиям по юридической форме, но и не содержит каких-либо внятных мотивов. Документ издан в связи с террористическими актами в России, где хотя бы официально оглашена версия источника угрозы — кавказская война, и, соответственно, есть мотивация введения мер безопасности. В Украине эта угроза, существующая в соседней державе, принята Президентом как повод для установления полулегитимного контроля силовыми ведомствами гражданской жизни, хотя по недавним отчетам самих же силовых ведомств, никакой угрозы внутренней стабильности, тем более — терроризма, не наблюдалось. Более того, буквально накануне введения в Украине «элементов чрезвычайного положения», как откровенно назвала директиву пропрезидентская газета «Факты», — сам глава государства хвастался перед коллегами на ялтинском Балто-черноморском саммите знаменитой украинской стабильностью, достигнутой в Украине за счет повсеместного внедрения не менее знаменитой «Злагоды». Еще интереснее, что эта самая стабильность, то есть отсутствие угрозы внутреннего гражданского противостояния, выдавалось Президентом Кучмой за ключевой фактор общеевропейской безопасности.
Уже установлено, что в действительности «Ялта-2» с точки зрения главной декларируемой цели — предотвращения нового раздела Европы на зоны влияния, потерпела полный крах. Но если на саммите говорилось о восстановлении на западной границе Украины только «бумажной стены», то после введения в Украине «элементов чрезвычайного положения» можно прогнозировать создание и любых иных «сооружений», которыми Европа поспешит отмежеваться от возрождающейся евразийской зоны. Сам факт того, что Л.Кучма воспользовался именно российским поводом для установления нового режима правления, указывает на его собственное разочарование в благих намерениях западных соседей, а главное — на его полнейшую зависимость от событий и политических тенденций, развивающихся в России накануне (или вместо) возможной принципиальной смены власти. Там и тут.
Что касается реальных внутриполитических причин установления в Украине явочным порядком чрезвычайного положения, то они настолько прозрачны, что не требуют дополнительных комментариев. Вопрос заключается лишь в том, насколько Президент Кучма воспринял внешний повод — террор в России — как подарок судьбы, а насколько этот «подарок» сделан для него известными друзьями, которым никак не удается заполучить в руки «Укртелеком» и парочку иных доходных предприятий здесь и полный контроль за ключевыми монополиями, включая энергетическую (простирающуюся и на тот же Кавказ), в самой России. Собственно говоря, поспешность и нескрываемый подтекст, с которым в Украине издана «директива», уже указывает на неслучайность для Президента Кучмы этого самого подарка судьбы. Если же учесть, что под установление нелегитимного чрезвычайного положения немедленно подверстывается поиск внутреннего, а не мифического внешнего врага, — сумская организация пропрезидентского блока партий «Наш выбор — Л.Кучма» уже обвинила «каневскую четверку» в политическом экстремизме, — то тенденция теряет последние покровы загадочности. С этой точки зрения уже нельзя удивляться, узнав от руководства Крыма, что проблема крымских татар, оказывается, постоянно грозит какими-то конфликтами, и чуть ли не сегодня-завтра, хотя покидающий страну верховный комиссар ОБСЕ ван дер Стул уверяет в обратном и хвалит ту же власть за прекрасные успехи в национальной политике (а ведь и власть хвалилась этим еще вчера)...
Впрочем, еще раз констатировать, что Л.Кучма, постоянно клянущийся в отсутствии намерений применять силу, тем не менее поступательно движется к ее официальному применению, — явно недостаточно, чтобы прогнозировать дальнейшие события. Ни для кого не является секретом, что вот уже полгода, как в окружении Президента ведется достаточно острая борьба по вопросу о том, когда именно и как именно эту силу применить. Прошел тот этап, когда можно было легализовать силовое правление в стране путем назначения премьер-министром одного из глав силовых ведомств. Причем есть основания полагать, что избежать этого назначения позволила не только мудрость или дальновидность кого-то в президентском окружении. Против этой операции достаточно четко сработали многие политические силы, в том числе и в первую очередь сосредоточенные в парламенте, где так и не состоялась явно провокационная отставка правительства. Затем те же политические силы, фактически отказавшись от использования массового социального недовольства в наиболее подходящий момент — летний кризис — предотвратили еще одно создание легального повода для ужесточения режима Кучмы. По большому счету, и концепция «честных выборов», задекларированная не только и не столько группой кандидатов в президенты, сколько достаточно широким кругом весьма взвешенных и грамотных политиков разных идеологических направлений внутри и за пределами ВР, — вызвала столь яростную реакцию Президента потому, что в такой форме оппозиция заведомо объявила о готовности не поддаться ни на какие провокации власти. В конечном итоге все попытки «назначить» оппонентов Л.Кучмы «внутренними врагами народа» так и не удались.
Поэтому-то пропрезидентские силы и вынуждены брать на себя сомнительную миссию вешать на конкурентов Кучмы совершенно неуместные ярлыки. Отсюда — и внезапные, ничем не подтвержденные заявления о национальной нестабильности в Крыму. И трудно даже представить, какие «аргументы» могут проявиться в ближайшее время, когда благодаря президентской директиве по стране совершенно официально начинают ходить проверяющие, с правом вторжения в жилые и нежилые помещения, которые могут не только что-то опасное найти, но и принести...
Нет также смысла в очередной раз доказывать, что продвижение к нефальсифицированным выборам с каждым днем несет Президенту гарантии его скорого поражения. Лучшим симптомом являются 308 голосов депутатов за преодоление вето на поправки к бюджету-99, чем полностью исключена вероятность срыва кампании из-за финансового дефицита и подмены бюджетного финансирования всех избиркомов из незаконных фондов. Очевидны признаки того самого процесса, который спикер А.Ткаченко охарактеризовал следующим образом: все, кого насильно загоняли в «Злагоду», перейдут к нам добровольно... Те же самые 308 голосов против правительственного бюджета за бюджет комитета им. Ю. Тимошенко, который в конце прошлого года ей не дали полностью реализовать, — это еще и окончательный вотум недоверия экономической политике Кабмина, на который сделал свою последнюю ставку Л.Кучма. Хорошо и точно сказал по этому поводу И.Митюков: это было голосование не за бюджет, а против Президента. Он только сейчас догадался, или всегда знал, но молчал?
Дальше — и иные симптомы. Война А.Кинаха с И.Бакаем за выплату налоговых долгов. Рекомендация ВР Кабмину — потратить фонд «Социальная защита» на погашение долгов по стипендиям. Окончательный отказ Президенту в приватизации «Укртелекома» и прочих доходных предприятий. Блокирование указа о легализации прослушивания сетей связи спецслужбами, а также отказ Президенту и силовикам в цензуре «Интернета». Наконец, включение в повестку дня сессии вопроса о ликвидации санкций на арест опасному свидетелю по многим интересным делам П.Лазаренко... А вне пределов парламента — загадочные штучки с давлением налоговиков на пропрезидентские СМИ...
Не мудрено появление на этом фоне директивы Президента о введении элементов чрезвычайного положения — при отсутствии в стране соответствующего закона, который только сейчас вносится на рассмотрение ВР комитетом по нацбезопасности и обороне.
Отсутствие закона, как известно, позволяет никому не объяснять, откуда, собственно, исходит угроза национальной безопасности, и действовать по усмотрению самих силовиков. Закон, в сущности, не сложный, принять его можно в один прием, — чем и ограничить право Л.Кучмы самостоятельно распоряжаться партией силы без ведома парламента. Потом надо подождать дней 15, чтобы узнать, что именно в конституционном акте не устраивает Л.Кучму, и преодолеть вето... Весь вопрос — успеет ли парламент, по странному «недосмотру» откладывавший этот закон до теперешнего крайнего момента, сделать все это?
Вопрос, конечно, интересный. Причем ответ на него зависит, как заранее можно предположить, даже не столько от Л.Кучмы, сколько от тех стараний, которые приложат сами силовики к выполнению директивы. А старания их, в свою очередь, зависят от целого ряда факторов. Ну, например, чем выгодно верное служение Президенту Кучме для сохранения его у власти, и если выгодно — то кому именно из силовых «тузов»? Вот, координатором выполнения директивы назначен Ю.Кравченко. Вроде, по смыслу документа — логично, а если вспомнить, что премьером собирались назначить не его, а Л.Деркача, — то почему произошла такая рокировка? Особенно, если учесть, что откровенную политическую прыть в предвыборной пропаганде Президента проявили оба, явно соревнуясь между собой? И кто, собственно, директиву эту придумал? А какова во всей этой истории роль В.Горбулина, который все реже появляется в поле зрения широкой публики?
Впрочем, конкретный ответ на этот вопрос может дать только время, которого остается все меньше. Но оптимизм внушает тот факт, что и партия силы в Украине, как и прочие партии, напрочь лишена единства и даже не вредного ей единоначалия. Отсюда предположение: строя планы овладения реальной властью под прикрытием победы на выборах или без выборов нынешнего Президента, каждый из генералов, претендующих впоследствии стать первым и единственным лицом в государстве, должен намечать и план победы над соперником с такими же или похожими погонами. И, с учетом внешнеполитического и социально-экономического положения Украины, — готовиться к роли военных преступников в глазах европейского трибунала, поскольку борьба, по всей видимости, будет уже не подковерной или кабинетной. Если ради нынешнего украинского милошевича генералы уже готовы к такому ( а личность Л.Кучмы в глазах генералов просто провоцирует их использовать его как цивильную марионетку), — парламент может со своим законом о чрезвычайном положении даже не «заводиться». Если же нет, — то в этом случае может оказаться, что даже партия силы, несмотря на все свои уже совершенные ради Кучмы грехи, способна воздержаться от перерождения в хунту и дать шанс гражданским политикам вернуть страну на нормальный путь.
Путь к отступлению пока сохраняется. Парламент отнюдь не рвется применить к силовикам ту же воспитательную меру, что и к президентской пропаганде, — урезать бюджетное финансирование. Украинские миротворцы в Югославии — находятся под гражданским европейским контролем, а введение в Украине диктатуры может лишить их этой почетной миссии, а Минобороны — политического лица. Последние внешние кредиты Кучме тоже дали только под «демократию и стабильность» — но не под диктатуру же, особенно после опыта второго срока Ельцина. Производить что-то самостоятельно, как известно, силовики не умеют. Даже паразитирование на транзите наркотиков, оружия и рабов, чем обычно промышляет коррумпированная диктатура, — практически бесперспективно: Европа мгновенно повесит не бумажный, а именно железный занавес.
Тут же будет утрачена ценность украинской территории даже для прожженных мафиози России. Тогда — зачем?
В конце концов, тот самый по- настоящему преступный приказ все еще не отдан и не выполнен. Ждем-с.