Юлия МОСТОВАЯ, заместитель главного редактора «Зеркала недели»:
— Мне трудно комментировать чисто финансово-правовые аспекты произошедшего. Вполне может быть, что у налоговой администрации были основания для закрытия счетов канала. Другое дело, что в нашей нынешней экономической и законодательной ситуации нарушения могут быть найдены у всех. Но позволить себе иметь эти нарушения, как это ни парадоксально, могут только те, кто дружит с властью. У тех же, кто пытается нынешней исполнительной власти оппонировать, либо — в случае СМИ — отстаивать свое право на объективность или право на субъективный взгляд — должно быть все в ажуре.
Принимая во внимание опыт СТБ и московский опыт (приостановление пожарной инспекцией Москвы выхода газеты «КоммерсантЪ»), мы, журналисты и издатели, должны обвешаться огнетушителями, обсыпать себя противопожарным песком, навести полный порядок в бухгалтерии — и ждать. Ждать, когда придут и по твою душу. А если ты скажешь «нет» — тогда начнется, но ты будешь в полной боевой готовности.
Но если говорить конкретно об СТБ — то мы не должны допустить, чтобы из-за каких-то, возможно, банковских и бухгалтерских несоответствий, электорат лишился права не столько на альтернативный, сколько на более объективный, чем большинство прочих в стране, источник информации. Сейчас очень важно, чтобы исполнительная власть предоставила СТБ возможность найти выход из создавшейся ситуации. Если же власть будет этому препятствовать — то это будет означать политическую ликвидацию канала.
Александр ЧУПРИНА, и. о. президента Черноморской ТРК:
— Как известно, наша ТРК — одна из четырех крымских телерадиорганизаций, отключенных от эфира руками «Укрчастотнадзора». Все требуемые от нас документы и в «Укрчастотнадзор», и в Госкомитет по делам связи и информации поданы нами уже почти месяц назад. Однако вопрос о выдаче «Укрчастотнадзором» разрешения Крымскому радиотрансляционному центру (РТПУ) на эксплуатацию частот, на которых выходили в эфир четыре закрытых ТРК — не решается. Во время пребывания в Симферополе Президента Л.Кучмы и премьер-министра В.Пустовойтенко мы передали им лично в руки всю хронологию событий вокруг наших ТРК и нашу просьбу о содействии в разрешении спорных вопросов. Но ответа нет ни из администрации Президента, ни из Кабмина.
Я считаю, что и наша ситуация, и закрытие счетов СТБ налоговиками — это все звенья одной цепи, просто к тем СМИ, которые чем-то не устраивают действующую власть, применяются разные «методы».
Николай ТОМЕНКО, кандидат исторических наук, директор Института политики:
— Я думаю это происходит в соответствии с «генеральной» линией. А эта линия заключается в том, чтобы те СМИ, которые не заняли четкую и однозначную позицию на поддержку «единого реформатора в борьбе с коммунистической угрозой», вынуждены либо исчезнуть, либо принять эти общие правила игры. Это абсолютно понятно, и я думаю, что СТБ находится в подобной ситуации: или их закроют, или они возьмут на себя обязательства: о Леониде Кучме или хорошо, или ничего. Я склоняюсь к мысли, что руководство канала пойдет по второму пути, чтобы сохранить коллектив и не остановить телевизионный процесс, который потом очень трудно будет запустить снова. В регионах же «зачистка» СМИ проходит уже давно и достаточно мощно.
Но я не только пессимистически смотрю на ситуацию. С одной стороны, 7 сентября собирается сессия Верховной Рады и все кандидаты на должность президента, кроме Леонида Кучмы, вынуждены отреагировать на эти вещи. А с другой стороны, можно говорить о какой-то политической формуле, которая похожа на формулы естественных наук: сила политического действия равна силе политического противодействия. И чем более жестким будет давление команды Л. Кучмы на своих политических конкурентов и на СМИ, тем более понятным будет для избирателя течение избирательной кампании, которая сегодня проходит.
Владимир МАЛИНКОВИЧ, политолог:
— По-моему, тут все предельно ясно. В преддверии выборов Президент чувствует, что у него практически никаких шансов на чистую победу нет. Более того, у него нет шансов на победу даже в нынешней ситуации со средствами массовой информации, потому что даже того контроля, который он имеет над СМИ, ему будет недостаточно для победы на выборах. А в связи с последними событиями (я имею в виду каневское заявление «четверки»), его дела стали совсем никудышными. Очевидно, он нервничает и пытается окончательно задавить всякую оппозиционную мысль в масс-медиа. Этим и объясняется факт закрытия СТБ — одного из немногих более-менее свободных каналов. И хотя общая ориентация канала мне не нравится, но там работают люди, которые стремятся выразить свое мнение.
Это проявление определенного невроза со стороны власть имущих, и самым правильным решением было бы в ближайшее время на заседаниях Верховного Совета добиться того, чтобы прекратилось использование налоговой инспекции в качестве основного инструмента подавления свободы слова. И, по крайней мере, до выборов президента, то есть в последующие два месяца, следует добиваться того, чтобы использование налоговой инспекции как инструмента поддержания одного кандидата было прекращено. На два месяца — табу на подобного рода акции. Даже если они считают, что налоговые нарушения в той или иной компании есть (в нашей стране по-другому невозможно).
Впрочем, Президент и исполнительная власть на это не пойдут, ибо это означает хоть какое-то уравнивание возможностей различных кандидатов, а значит — поражение.
Все пециалисты налоговой инспекции Радянского района, включая заместителя ее главы, которым звонили корреспонденты «Дня», от комментариев отказались, переадресовав все имеющиеся вопросы налоговой милиции того же района. На момент верстки номера, единственный действующий там телефон упорно молчал. В районной инспекции телефонную тишину у коллег объяснили тем, что районная налоговая милиция недавно переехала на новое место и еще не успела как следует обустроиться. В Государственной налоговой администрации Украины «Дню» заявили, что до окончания проверки финансовой деятельности СТБ (а она, по утверждению пресс-службы ГНАУ, «нормальная, комплексная и совершенно обычная») никаких официальных комментариев от этой организации не будет.