Как раз перед Днем независимости нашего государства мне пришлось пересекать белорусско-украинскую границу. Первая украинская остановка поезда — станция Горностаевская, где на деревянном табло метровыми буквами стоит «Украина», а на флагштоке реет наше государственное знамя. Эта станция является, как говорится, визитной карточкой страны, она формирует первые впечатления, предоставляет первую информацию тысячам людей, ежедневно пересекающим нашу северную границу на поезде. Белорусы, россияне, граждане прибалтийских стран, а также те западные гости, которые едут к нам через Белорусь. Все они на этой первой станции могут сделать определенные выводы, обобщения, ведь давно сказано, что «как в сенях, так и в избе». Что же видит гость нашей страны из окна вагона, стоящего на пограничной станции Горностаевская?
А видит он правдивую — в миниатюре — картину наших порядков. И делает выводы относительно нашего трудолюбия и хозяйствования. Выводы не очень утешительные. Поскольку что можно думать о людях, выставивших на показ всему миру свои государственные символы и не сделавших наименьшей попытки навести вокруг них хоть какой- то порядок. Из уважения к государственной символике, к гостям страны, а главное — к самим себе.
Станция запущенная, серая и грязная; вокзал (а la хлев) смотрит на мир тусклыми катарактами оконных стекол, демонстрируя полную непричастность к самой скромной эстетике. В такой степени, что кажется творением какого-то мизантропического сюрреализма. Вокруг изобилует мусор — на дорожках, на раздолбанных перронах, под стенами привокзальных зданий. Почему-то особенно поразили чахлые кусты, словно набитые отбросами; скорее всего пассажиры и уборщицы принимают кусты за мусоросборники. Ни одной светлой радостной черты или краски, ни одного цветка, не говоря уже о газонах. (Вспоминаю некоторые другие границы, например, между Польшей и Словакией; там словно идет постоянное соревнование между соседними командами — кто лучше оборудует и украсит свою пограничную станцию. Обе утопают в цветах, зелени, сияют чистотой.)
Излишне напоминать, что страна переживает страшный экономический кризис, лишения. Что нам та глухая железнодорожная станция, когда столько более серьезных дырок? Уверена, впрочем, что дело здесь совсем в другом, а именно, в тех моделях бытия, которые формируются в головах наших государственных деятелей. Если бы руководство Укржелдортранса еще 8 лет назад осознало необходимость специального обустройства пограничных станций, будьте уверены, эти станции были бы сейчас в каком-то, хотя бы относительном, порядке. Несмотря на все сложности. Тем, однако, от кого это зависит, совсем не стыдно пропускать гостей в страну через такие позорно неприглядные двери. Поскольку их модель государственного бытия просто исключает такой фактор, как стыд. То же касается и низших чинов, в частности, начальника упомянутой станции. Ведь более чувствительный к репутации — страны и своей собственной — человек убирал бы, если бы не было других возможностей, станцию своими руками. А ему — не имею чести знать фамилию — безразлично, что там о нас могут подумать какие-то иностранцы.
Большинство пассажиров минует пограничную станцию и едет дальше, едет туда, где их ожидают только что упорядоченный (кстати, довольно условно) вокзал Чернигова, сказочные пейзажи Черниговщины, златоглавый Киев. Пребывая в стране, заморские гости, наверное, сумеют оценить ее красоту, встретятся с умными и энергичными людьми. Нужна будет, однако, целая копна положительных впечатлений, чтобы стереть из их памяти тот образ неопрятной неухоженной Украины, который формирует в воображении каждого проезжающего маленькая пограничная станция Горностаевская.