Ситуация на рынке нефтепродуктов остается напряженной. «Сейчас, в основном, везут бензин А-95 из Европы. Не будет проблем и с высокооктановыми марками бензина. Трудности будут с низкооктановым бензином», — сказали в «UPECO». По словам сотрудников этой компании, существует только два источника поступления бензина А-76: переработка нефти на украинских НПЗ и импорт из России, Беларуси и Литвы. Европа не поможет, поскольку там низкооктановые марки бензина не используются.
В то же время традиционная «битва за урожай», развернувшаяся на территории стран СНГ, съедает практически и весь производимый сейчас бензин А-76, и все дизтопливо. Горючее с украинских НПЗ идет прямиком в села. Аналогичная картина наблюдается в Беларуси, где выполнение так называемой «программы обеспечения села» не позволяет и капле горючего просочиться через украинско-белорусскую границу. В Литве, где урожай поменьше, а хозяйствуют потолковей, могли бы помочь Украине с нефтепродуктами, но испытывают проблемы с нефтью, поступающей туда из России. У россиян тоже уборочная, поэтому львиная доля бензина А-76 и дизтоплива идет на ее обеспечение. Если что и остается, то нефть или перерабатывают для экспорта в Европу (в конце июля цены на брент-смесь «URAL» достигли наивысшей отметки за последние 20 месяцев в 19,2 / $ 1 баррель), или направляют на внутрироссийский рынок, где сложились привлекательные для продавцов цены. Таким образом, импортировать низкооктановые марки бензина в Украину сейчас просто неоткуда.
Не следует, конечно, забывать и о неоценимом вмешательстве в дела на нефтяном рынке нашего Президента. Однако, по словам сотрудников «UPECO», поставки нефтепродуктов из Азербайджана осуществляются неоперативно, что, впрочем, не помешало азербайджанскому дизтполиву, направляемому исключительно аграриям, появиться в прайс-листах коммерческих фирм, которые предлагают его не только сельским, но и городским жителям. Не все так гладко и с греческими нефтепродуктами. Второй из пришедших в Феодосийский порт греческих танкеров, долго болтался на рейде, пока выяснялось, кому конкретно предназначаются доставленные им нефтепродукты, сообщил «Дню» директор порта Юрий Большаков. Размеры неустоек динамично росли.
По данным «UPECO», объемы поставок нефтепродуктов в Украину сейчас сложно определить. «Ряд компаний-импортеров в середине июля возобновили свою деятельность, заключив контракты с поставщиками, но горючее по этим контрактам еще не пришло. Ожидаемого спроса пока не наблюдается, поскольку цены высокие. Однако с учетом роста курса доллара они уже не снизятся» — таков прогноз сотрудников консалтинговой компании.