Оказывается в Государственном музее-архиве литературы и искусств Украины находится уникальная коллекция рукописей и печатных изданий произведений западноевропейских композиторов ХVII–XIX столетий, которой 54 года никто не интересовался.
Большинство специалистов о сенсационной находке узнало с большим опозданием. Все-таки пора отпусков. Но были и счастливчики, которым друзья из-за границы сообщили о том, что же происходит в Киеве. Известие о коллекции ошеломило. Верилось с трудом — срабатывал комплекс провиницала — «все, что угодно, но только не подлинники». История коллекции на глазах у журналистов, мобилизовавших свои дедуктивные способности, превращалась в детектив.
Показалось странным, что коллекция была найдена советской армией на свалке одного из польских городков в уже забытом сегодня месте. Действительно, трудно было предположить, что советские войска, возвращаясь домой, осматривали на своем пути мусорные кучи. Поражала невостребованность манускриптов специалистами консерватории. Но более всего настораживала скорость открытия: на него г-н Вольф потратил считанные дни!
История с коллекцией лишь подчеркнула психологические комплексы, свойственные большинству наших исследователей и страх работы с архивом (ведь большинство из них было засекречено, а те, что доступны, до сих пор предполагают рутинную переписку вручную), избегание скрупулезной регистрационно-описательной работы с бумагами («тебе надо, ты и делай»), чувство неполноценности, идущее от незнания иностранных языков... По всей вероятности, с найденной коллекцией музыковеды не работали, потому что так было удобнее. Взять том полного собрания сочинения Баха легче, чем заказать два нотных листка под странным инвентарным номером. А библиотекарю ведь их еще и найти надо на полках хранилища, так почему бы не выдать то, что под рукой.
В отличие от наших музыковедов, Кристоф Вольф искал именно коллекцию, и потратил на это два десятилетия. По всей вероятности, он имел подробные описания желаемых изданий и рукописей и вел работу целенаправленно. Отсюда и ошеломляющая скорость открытия. Безусловно, непросто найти черную кошку в темной комнате, но когда ты уверен, что она там есть, успех обеспечен.
Журналисты были первыми, кто увидел фрагменты рукописей теоретического трактата великого Баха-отца «Размышления о канонах и фугах», его ре- бемоль мажорной симфонии, мотета «Наша жизнь — это тень». На экспертизу этих рукописей уйдут годы. А пока все найденное нужно как-то сохранить. По предварительным подсчетам, только на ксерокопирование в одном экземпляре каждого документа потребуется около $150 тыс. Так что вопрос: «Быть или не быть?» — нам решать все-таки придется, даже без знания староанглийского.