Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Трудоустройство Владимира Куратченко укажет цели правительственной интриги

4 августа, 1999 - 00:00

Складывается впечатление, что мы все стали свидетелями некой незавершенной предвыборной комбинации Леонида Даниловича. В последний момент, скорее всего, у Президента не хватило духу сделать заключительный и довольно эффектный шаг — уволить премьера Валерия Пустовойтенко и назначить на его место «честного и дальновидного» Куратченко, который нашел в себе «мужество» выступить против засидевшегося в кресле главы правительства Валерия Павловича.

Существуют достаточно веские аргументы в пользу такой версии.

Во-первых, еще никогда (после выступления Евгения Марчука в 1995 году на совещании экономистов) высокопоставленные правительственные чиновники не позволяли себе публично выступать с целой программой коррекции экономических реформ. Правда, в свое время министр экономики Виктор Суслов довольно резко выступал против валютно-кредитной политики НБУ, но его критика не носила системного характера.

Во-вторых, 12 программных тезисов Владимира Куратченко удивительным образом вписываются в предвыборную платформу Президента Кучмы. Это, в частности, возобновление на общенациональной основе планирования экономического развития государственного и частного секторов, пересмотр отношений Украины с МВФ и Мировым банком, коррекция монетарной политики НБУ, реструктуризация внешней задолженности с отсрочкой платежей на 3—5 лет.

Если «примерить» данные тезисы к Кучме, то получится популистский вариант президентской избирательной компании Леонида Даниловича.

В-третьих, давно планируемое увольнение премьера Пустовойтенко произошло бы с помощью излюбленной технологии Кучмы, которая носит название «чужие руки». Действительно, Президент как бы поддержал реформатора Куратченко, выступившего против губительного курса нынешнего премьера.

И, наконец, парламент, скорее всего, утвердил бы Куратченко на должности премьер-министра.

Однако, как всегда, в последний момент у главы государства не хватило мужества довести комбинацию «обмена» премьера на первого вице-премьера до конца. Куратченко мужественно «подставился» во благо Президента, а Леонид Данилович, в свою очередь просто и незамысловато подставил своего протеже. Кстати, ведь именно по инициативе Кучмы и состоялось назначение главы Запорожской обладминистрации на высокую должность в правительстве.

В результате из правительственной «скамейки запасных» был извлечен вечный «резерв» Леонида Кучмы — Анатолий Кинах. В этот «резерв» Кинах попал после своего ухода в 1996 году с должности вице-премьера по вопросам промышленной политики. За время недолгого вице-премьерства (1995-1996 гг) Кинах ничем себя не проявил, зато зарекомендовал в качестве лояльного исполнителя. Как известно, это качество особенно ценится Кучмой. Не случайно по инициативе главы государства Кинаха назначили президентом УСПП — организации, которую в свое время возглавлял отставной премьер Кучма. Разве чужому такое место доверили бы?

Уже дважды довольно активно муссировались слухи о назначении Кинаха премьером — во время эпопеи с отставкой Лазаренко в 1997 году и летом этого года, когда в парламенте рассматривался вопрос о выражении недоверия премьеру Валерию Пустовойтенко. Но, видимо, у Кинаха на роду написано быть вечным вторым.

Таким образом, радикальная модель предвыборного обновления Кабмина так и осталась нереализованной. Кучма решил уже в который раз «потасовать» старую правительственную «колоду». Что же касается Куратченко, то, скорее всего, когда страсти немного поулягутся, ему будет «выплачен» своего рода отступной за проявленное «мужество» — должность председателя какого-нибудь агентства, спешно созданного специально под бывшего первого вице-премьера.

Александр ЮРЧУК, ЦЖИ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ