Валентин ПУСТОВОЙТ, «День»
ВЕКОМ ПАРАДОКСОВ И НЕВЕРОЯТНЫХ КОНТРАСТОВ ФОТО ИЗ АРХИВА (1941г.)
Выдающийся геронтолог Владимир Вениаминович Фролькис
родился в 1924 году в Житомире. Участник войны. В 1945 году закончил Ленинградскую
военно-медицинскую академию. Потом был аспирантом, ассистентом, доцентом,
профессором кафедры физиологии Киевского медицинского института. С 1958
года, со времени создания Института геронтологии, руководит в нем лабораторией
физиологии и сектором биологии. Профессор, доктор медицинских наук, заслуженный
деятель наук Украины. Академик НАН Украины и АМН Украины; с 1994 года —
вице-президент АМН Украины. Лауреат государственных премий СССР, Украины
и различных международных. Автор свыше 700 работ, из них 28 — монографий,
изданных в разных странах мира. Создатель одной из крупнейших научных школ:
воспитал свыше 100 кандидатов и докторов наук. Почетный член многих иностранных
научных обществ. Член Международного парламента гуманитариев. Создатель
теории старения, разработал экспериментальные подходы к увеличению продолжительности
жизни.
1. Какие уроки ХХ века Вы считаете наиболее важными
для дальнейшего развития цивилизации?
2. Какие тенденции в развитии украинского общества
на рубеже веков беспокоят вас больше всего?
3. Место и роль науки в жизни общества у нас и за
рубежом. Каковы они сейчас и какими Вы хотели бы их видеть?
(Ответы на анкету г-н В.В. Фролькис дал в произвольной
форме)
УРОКИ
Двадцатый век — век парадоксов и невероятных контрастов.
Жестокость и гуманизм, потоки крови и права человека, порабощение народов
и воскрешение их независимости, унижение человека и его возвышение, нищета
и богатство, высочайшая культура и низменные инстинкты, вера и безверие...
— в общем «свет и тьма». Однако не так, как у фламандских живописцев, рисовавших
в манере мягких «светотеней». Все резко и, казалось бы, несовместимо, все
доведено до предела. Четыре основных урока.
Урок первый . Разум человека и его выражение — наука
— достигли высот, не снившихся даже фантастам. Это дало в руки политикам
(а это далеко не всегда лучшая часть человечества) средства уничтожения
и порабощения. Судьба мира, народов как никогда стала зависима от личности.
Тоталитарные режимы, кровавые бойни. Гамлетовский вопрос: «Быть или не
быть?» относится сейчас не к одному человеку, а уже ко всему человечеству.
Развитие средств массового уничтожения (ядерные, бактериологические, химические)
достигло такой степени, что они стали угрозой для всего человечества. Вот
почему «надежность мира», «система мира», эти, казалось бы, заезженные
принципы «борьбы за мир» и «права человека» в двадцать первом веке должны
стать основными. «Быть или не быть...»
Урок второй . Сознательное и подсознательное. Все
меняется, но ничего не меняется. Остаются вечными человеческие ценности
и человеческие пороки — любовь и ненависть, добро и зло, верность и предательство.
Добро становится еще добрее, пороки еще отвратительнее, ибо в условиях
развитой цивилизации эти качества одного человека могут влиять на многих.
Двадцатый век доказал, что разум стремителен, а подсознательное, инстинкты
— самое косное в человеке. Пусть это и упрощенно-тонкий слой коры головного
мозга, и массивные, мощные подкорковые центры, определяющие подсознательное.
Страсть Ромео и Джульетты, предательство Яго — феномены двадцатого века.
Мораль человека отстает от его творческих возможностей, достижений в науке
и культуре. Двадцатый век показал, что это несоответствие морали возможностям
человека, в особенности в области науки и техники, может быть причиной
бедственных последствий. Вот почему, и это один из главных уроков двадцатого
века, так остро необходимы воспитание, вера, культура. «Воспитание свободой»:
свобода, а не вседозволенность, при которой один человек неизбежно нарушает
права другого. «Воспитание верой и культурой», ибо обесценивание человеческих
ценностей страшно не только сейчас, но и оставляет длительный аморальный
шлейф на многие годы.
Урок третий . Двадцатый век доказал, что нельзя
по-настоящему любить свой народ, ненавидя другие. Межнациональные розни
рождают все беды человечества. Звериные инстинкты — интеллектуальный маразм.
Высокомерие к другому народу или к отдельному человеку по национальному
признаку унижает и оскорбляет прежде всего свой народ. Патриотизм несовместим
с ненавистью к другим. Человек и отличается от животных тем, что он преодолевает
эту внутривидовую жесткость. Самое большое право человека — быть равным
вне зависимости от того, какой он нации, где родился и где жил. Чаадаев
писал: «Нельзя любить свой народ с закрытыми глазами». Надо знать и видеть,
ибо все мы в конечном итоге ответственны за каждого.
Урок четвертый . Двадцатый век доказал всесилие
разума человека. Научные и технические решения изменили и могут изменить
всю жизнь человека. Среди них — космические полеты и посещение Луны; открытие
сути генетической информации. Первое позволит человеку побывать в других
мирах и при надобности покинуть Землю; второе позволит изменить длительность
и качество жизни человека.
ТРЕВОГИ
Меня беспокоит здоровье, продолжительность жизни народа
Украины, угроза его депопуляции. Раньше был типичный для времени лозунг:
«Здоровье народа — богатство страны». Сейчас необходим противоположный:
«Богатство страны определяет здоровье народа». Действительно, существует
прямая связь между национальным доходом и продолжительностью жизни народа.
В двадцатом веке произошло значительное увеличение продолжительности жизни
во всех странах, в том числе и в нашей. Однако к концу века мы начали значительно
отставать. С 1990-го по 1995 год в Украине продолжительность жизни уменьшилась
на 4,3 года у мужчин, на 2,1 — у женщин. В 1996 году она стабилизировалась,
а к 1999 году даже выросла. Однако все это еще не на уровне развитых стран.
Средняя предстоящая продолжительность жизни у нас в стране на 10—12 лет
ниже, чем во многих высокоразвитых странах. У нас буквально «гигантская»
разница в продолжительности жизни мужчин и женщин — 11 лет.
Среди основных причин смертности — по прежнему болезни
сердечно-сосудистой системы (58%). Угрожающе то, что увеличивается смертность
людей трудоспособного возраста. Рост смертности в условиях снижения рождаемости
приводит к убыли населения Украины. В 1996 году прирост населения у нас
в стране стал отрицательной величиной — 6,5 промилле, среди сельского населения
8,5 промилле (промилле — одна тысячная). В целом по странам мира он положителен.
В Африке + 28,2 промилле, в Америке + 14,6 промилле, в Азии +16,8 промилле,
в Европе +9,4 промилле.
Отрицательный баланс населения может стать национальной
трагедией. И это требует заботы всех. Все политические партии декларируют,
а особенно сейчас, бесспорные положения типа «расцвет экономики», «здоровье
нации» и т.д. Однако при этом не предлагается экономических и нравственных
основ для их реализации. План действий на будущее должен основываться на
том, что здоровье населения на 45—55% определяется образом жизни, питанием;
на 17—20% — внешней средой, в частности, условиями труда, экологией; на
5% — наследственностью; на 8—10% зависит от здравоохранения. Конечно, государство...
Однако необходима также «культура жизни» каждого, преобразующая его образ
жизни. Подумать только, человек нового века, нового тысячелетия! Ведь здоровье
— это не просто отсутствие болезней, но и высокий уровень интеллектуальной,
эмоциональной, физической активности. Здесь следствие может стать причиной,
а причина — следствием. Люди, как актеры театра, а не киноактеры, которые
могут делать множество дублей — живут набело, все неповторимо и все безвозвратно.
Время — главное богатство, которым обладает человек.
НАДЕЖДЫ
Л. Пастер писал: «Наука не имеет родины, но у ученого она
есть». Действительно, нет французской, немецкой, украинской науки, но есть
французские, немецкие, украинские ученые. Все будущее человечества вообще,
и в любой стране, в частности, во многом определяется уровнем развития
науки, положением ученых. Все, включая и продолжительность и качество жизни.
Наука стала и будет источником благосостояния страны. Это уже сегодня доказывается
опытом передовых стран. Во всем мире происходит гуманизация науки, то есть
все больше средств вкладывается в науку о живом, о человеке. Следует подчеркнуть,
что именно это направление всегда было сильным в Украине, а сейчас при
нашей демографии, продолжительности жизни оно становится очень важным.
Уже давно называли Украину «Меккой геронтологии». При всей эйфоричности
футурологов следует признать: в ХХI веке будут открыты важнейшие механизмы
старения и разработаны средства продления жизни. Сейчас для ученых Украины
событием является даже получение зарплаты, а ведь нужна аппаратура, реактивы,
животные. Представьте себе художника без красок или же пианиста без рояля.
Что делать? Очевидно, во-первых, увеличить бюджет на науку, хотя бы до
уровня предусмотренного в законе о науке. Наша обычная практика: законы
принимаются, но не применяются. Во-вторых, использовать известный принцип:
«Лучше меньше, да лучше». Определить приоритеты в науке, и среди них важнейший
— биология и медицина, ибо с ними связаны не только количество и качество
жизни человека, но и сохранение природы.
Наше столетие прошло под знаком реализации великих физических
достижений. То, что сейчас готовит биология, обещает куда более захватывающие
перспективы. Новый век, новое тысячелетие... Все это звучит загадочно,
почти мистически — ожидания, надежды, перемены... Долголетия не надо ждать,
вглядываясь в даль. Необходимо идти ему навстречу, используя возможности
каждого дня этой короткой жизни.