Чумацкий промысел играл в Украине ХVIII- ХIХ вв. значительную
транспортно-торговую роль. В частности, чумаками в 1842 г. на Киевщину
было завезено 790275 пудов соли на сумму 303323 руб., в 1848 г. — 967651
пудов на сумму 344974 руб.
С Киевщины в Одессу и другие города юга было перевезено
в 1847 г. 641284 четв. пшеницы, 85175 четв. ржи, 14935 четв. ячменя, 81960
четв. овса, 4936 четв. гречки, 5670 четв. проса, 1873 четв. гороха, 6660
четв. ржаной муки, 14203 пудов пшеничной муки, 38518 пудов различных круп.
Украинская историко- этнографическая наука оставила важные
факты прошлых веков, которые позволяют и нынче изучать чумацкий промысел.
На Киевщине в XIX в. чумаки были почти в каждом селе, а иногда существовали
целые чумацкие села. Одним из них было село Орлы Звенигородского уезда
Киевской губернии, нынче село Лысянского района Черкасской области. Интересна
история возникновения этого села, о которой мы узнаем из рассказов чумаков,
записанных этнографами прошлого века. По рассказам старых чумаков, название
«Орлы» произошло от того, что в давние времена в большом лесу среди поляны
около огромной липы поселился мужчина с женой и дочерью. Он выкопал землянку
и стал в ней жить. На эту поляну слетались орлы, которые постоянно мешали
мужчине вести хозяйство, за что он их убивал. Через некоторое время на
дочери этого человека женился парень Момот с соседнего села Лисовичи, который
также выкопал на поляне землянку и стал здесь жить. Старого мужчину прозвали
Орлом. Сыновей у Орла не было, а у Момота через определенное время родилось
целых пятеро. Они также в свое время выкопали здесь землянки. А вскоре
это место переросло в хутор, а потом — в село, которое стали звать Орлы
от имени первого его основателя.
Село Орлы, как и многие другие в XIX в., имело типично
чумацкое расположение: протяженностью на 1,5 км в длину и 1 км в ширину.
Через село проходил овраг, по которому простилался путь. Однако по этому
пути никто не ездил, а только гнали скот к водопою, ходили за водой к колодцам,
которые здесь были выкопаны. Сельские усадьбы начинались от поля и спускались
к оврагу, в котором все усадьбы были ограждены. Все село от поля было окопано
рвом, и к каждой усадьбе шла дорога. Поскольку у чумаков волов и повозок
было много — иногда насчитывалось у одного чумака от 30 до 60 повозок,
— то в усадьбу чумаки въезжали только с поля. Все волы с повозками в селе
поместиться не могли, поэтому через два дня после того, как выпрягали волов,
чумаки гнали их к лесу, где они паслись, пока хозяин- чумак высыпал соль,
все упорядочивал, гостил у соседей, справлял обед и тому подобное. По этой
же причине волы зимовали на юге, где количество степных трав позволяло
запасаться сеном на зиму.
Хаты и все здания в чумацком селе стояли среди усадьбы,
далеко от поля и от оврага, в садах. Среди садов хат почти не было видно.
Создавалось впечатление, что все село подобно одному большому саду. В каждой
усадьбе чумак стремился держать пасеку. Во времена барщины много чумаков
от нее откупались. Каждый раз, когда чумак приезжал с дороги, он давал
помещику в качестве гостинца понемногу всего того, что привозил. За это
они предоставляли чумакам выпас. Одевался чумак летом в белую, широкую,
с домашнего полотна рубашку, воротник и рукава которой застегивались ремешком.
Штаны носили широкие, с того же самого полотна. На ноги надевали постолы
со свиной кожи или сапоги. Сапоги должны были быть свободными, большими,
голенища длинные. Такие длинные голенища помогали переходить через воду.
В голенище лежали сопилка, трубка и молитва от лихорадки. На голове летом
и зимой чумаки носили мерлушковую шапку. В прохладное время чумак надевал
свиту из самодельного овечьего сукна, а зимой — тулуп и кирею, на руки
— длинные, до локтей, рукавицы.
Одним из показателей зажиточности чумака были волы: количество
и их состояние. Волы выращивались в крестьянских и барских хозяйствах из
телят. Они должны были быть серыми, длина рогов должна была иметь по меньшей
мере полтора аршина в стороны. Рябых, гнедых и волов другой масти в южной
Киевщине не встречалось. Очень редко встречались черные волы. У таких волов
на лбу должно было обязательно быть пятно белого цвета, а сами волы — высокие
и равномерно черные. Чумаки считали, что такие волы предохраняли других
волов от болезней. Кроме того, чумацкий вол должен был идти ровно, не косолапить
и не бить копытом. Клички волам давали преимущественно: Дунай, Журавль,
Черноморець, Юзко, Юрко, Сикса, Розвага, Буг, Рижко, Кевондзь, Казак, Лебедь,
Сокол и др. Чтобы волы были кудрявыми, их мыли водой и вытирали соломой.
Хвосты расчесывали деревянной гребенкой, рога чистили стеклом и вытирали
кожушкой так, чтобы те блестели. Веревки, связвающие рога, для волов были
ременчатые, иногда — шелковые. Некоторым волам чумаки, будучи в Одессе,
иногда золотили рога. Летом волов пасли, зимой кормили и поили трижды на
день.
Значительное внимание чумак уделял своему инвентарю — реманенту.
По исследованиям отдельных ученых, стоимость инвентаря на одну воловью
пару в начале ХIХ в. составляла от 96,5 руб. до 115,55 руб. Готовясь в
дорогу, чумак осматривал повозки и все принадлежности, чинил, если что-то
было испорченным. Чумак, который имел только 5 повозок, присоединялся к
какому- то обозу — валке, а тот, который имел свою валку, нанимал батраков
для ее обслуживания. Валка состояла из 25 — 30 повозок, а наибольшая включала
40 повозок. Если чумак имел больше 40 повозок, то он делал две валки, поскольку
в дороге могли возникнуть проблемы с водой, ибо в колодце хватало воды
для 40 волов. Валки возглавляли чумацкие атаманы. Во время отдыха в пути
2 чумака пасли волов, другие варили обед. Волов пасли полтора часа, потом
их поили. После этого чумаки обедали, смазывали повозки и опять выезжали
в дорогу.
Если в пути надо было лечиться, то использовали водку,
настойку из трав, травы. С этой же целью обкуривались табаком, ладаном.
Больных везли в повозке. Когда чумак умирал в дороге, то его везли к первому
селу и там хоронили. А если чумак умирал от чумы или другой опасной болезни,
то его хоронили в степи.
Чумаки, сходив 2-3 раза в год на юг, зарабатывали значительные
деньги, которые пускали в торговые операции, или, что случалось чаще, покупали
на них землю у обедневших крестьян и помещиков. Поэтому на время исчезновения
чумацкого промысла чумаки имели значительные земельные участки.
С развитием железнодорожного транспорта, чумацкий промысел
уже стал не выдерживать конкуренции. Так, с проведением в южной Киевщине
уманской ветви железнодорожной дороги Шпола — Вапнярка, чумацкий промысел
Звенигородского уезда, в который входило и упоминавшееся выше чумацкое
село Орлы, начал с 1892 года приходить в упадок. Местные крестьяне стали
ограничиваться подвезением грузов к железнодорожным станциям городов Звенигородка
и Вильшана и поездками в Херсонскую губернию за солью, которую, привезя
домой, распродавали на местных ярмарках. Была и еще одна причина, которая
повлияла на исчезновение чумачества: быстрое заселение степей в районах
чумацких путей и распространение там посевных площадей лишило чумаков дешевых
пастбищ. В целом по Украине чумачество существовало вплоть до конца ХIХ
в., а в отдельной местности Полтавщины оно возродилось в 1919 — 1922 гг.