Чтобы избежать такого печального для «крутых банковских авторитетов» с мандатом конца, похоже, начинает реализовываться технология массового выдвижения претендентов. Главное — это замутить воду и ловить там «рыбку», то есть места в совете. Поэтому на заседание Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности было внесено сразу 22 кандидатуры: 12 от фракций и 10 лично от спикера Александра Ткаченко. Так как в этих двух списках некоторые кандидатуры повторялись (например, Александр Ельяшкевич, Игорь Юшко, Валерий Алешин), то всего претендентов 17. Наибольшее стремление попасть в «парламентскую семерку» сегодня проявляют:
1) Сергей Буряк, фракция «Возрождение регионов» (которой, кстати, реально руководит советник Президента Александр Волков). В 1992— 1996 гг. Буряк был председателем правления «Брокбизнесбанка».
2) Сергей Кривошея, фракция зеленых. В 1993—1997 гг. он работал советником по экономике предприятия с иностранными инвестициями «Шелтон», а в 1997—1998 гг. возглавлял правление «Укринбанка».
3) Петр Порошенко, фракция СДПУ(о). В 1993—1998 гг. он был генеральным директором ЗАО «Украинский промышленно-инвестиционный концерн» и президентом «Мрия- банка».
4) Игорь Юшко, НДП. В 1992— 1998 гг. — первый зампредседателя правления Первого украинского международного банка.
5) Богдан Губский, СДПУ(о). В 1996—1998 гг. — председатель совета директоров Украинского промышленно-финансового концерна «Славутич».
6) Федор Шпиг, «Трудовая Украина». В 1992—1998 гг. — руководитель АКБ «Аваль».
Вышеперечисленные персоны активно стараются достичь заветной цели. И в этом им активно подыгрывает спикер Александр Ткаченко, которому перед президентскими выборами просто необходима поддержка банкиров. Не беда, что формально депутаты не имеют права руководить коммерческими структурами. На практике все выглядит несколько по-другому. В списке Александра Николаевича не соблюдается принцип пропорциональности. Он решил рекомендовать всех заместителей председателя Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности и глав подкомитетов. «Фокус» заключается в том, что в этом комитете как раз и сосредоточены все парламентские банкиры (12 человек). Поэтому в список Ткаченко попали Богдан Губский, Игорь Юшко, Федор Шпиг, Сергей Кривошея, Петр Порошенко. Какая может быть пропорциональность, если среди 10 кандидатов от спикера аж 2 представителя СДПУ(о)?
Левые, в свою очередь, проявили готовность поучаствовать в торгах фракционными квотами. Например, в этом замечены коммунисты (позавчера фракция КПУ объявила, что если совет не возглавит их выдвиженец — Станислав Гуренко, — то они будут бойкотировать рассмотрение этого вопроса. — Ред. ).
Можно сказать, что сегодня существуют все предпосылки для формирования довольно своеобразного совета НБУ, где доминировать будут ставленники коммерческих банков. Что же касается Президента, то он тоже может торговать своей квотой. В обмен на поддержку в период президентских выборов, считает Александр Юрчук.
Совет Национального банка Украины:
— является высшим органом управления НБУ;
— разрабатывает и вносит до 15 сентября на рассмотрение ВР основы денежно- кредитной политики и осуществляет контроль за их выполнением;
— определяет аудиторскую компанию, которая должна осуществлять проверку НБУ;
— имеет право накладывать вето на отдельные решения правления банка;
— утверждать решения правления НБУ относительно участия в международных финансовых организациях.
КОММЕНТАРИИ
Виктор СУСЛОВ, фракция СелПУ:
— На сегодня насчитывается около десятка предложений, которые поступают в наш Комитет по финансам. Общая тенденция состоит в том, что членами совета НБУ хотят быть почти все крупные банкиры, которых в ВР этого созыва очень много. Мне кажется этот факт очень тревожным, потому что я лучше сейчас понимаю Виктора Ющенко и его опасения по поводу работы совета, так как если окажется, что в совет придут коммерческие банкиры, то получится, что глава центрального банка будет подотчетен семи банкирам от ВР. И это может создать ситуацию, когда совет может лоббировать интересы тех или иных коммерческих банков. Поэтому я думаю, что формирование совета от ВР будет чрезвычайно сложной задачей, так как ВР не должна все-таки допустить прохождения большого количества коммерческих банкиров в совет Нацбанка.
Анатолий КИНАХ, НДП:
— Ситуация, которая сложилась с реализацией закона о Национальном банке после его подписания Президентом, достаточно сложная, потому что Президент одновременно и подписал этот закон, и внес в парламент ряд законодательных инициатив по корректировке данного закона. Главная дискуссия разворачивается как раз вокруг функций и прав наблюдательного совета. По моим последним данным насчитывается около 60 желающих быть претендентами на членство в совете Национального банка. На мой взгляд, нужно очень серьезно и четко отнестись к этому вопросу, при этом уйти от попытки политизировать состав совета (учитывая его серьезные полномочия, это может парализовать работу Национального банка). Должна также быть очень хорошо продуманная пропорция состава. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы все члены совета были банкирами и финансистами, потому что это будет несколько необъективный совет, находящийся в зависимости от Нацбанка и подверженный соблазну подходить к проблемам, исходя из корпоративных интересов.
Сегодня стабильность гривни создается монетарными методами, интервенциями на валютном рынке, но никак не связана с качественными параметрами и конкурентоспособностью экономики, и эта якобы стабильная национальная единица превратилась в ширму, за которой скрывается отсутствие и структурных реформ, и системных комплексных, основанных на объективных экономических рыночных законах, действий органов власти. Это опасно. И поэтому очень бы хотелось, что бы именно совет смог бы ликвидировать этот вакуум и соединить необходимую денежно-кредитную с элементами монетарной жесткости финансовую политику со структурными реформами, условиями для предпринимательской деятельности.
Виктор ЮЩЕНКО, Нацбанк:
— Предусмотренная законом структура управления Нацбанком предоставляет слишком большие полномочия совету, забирая их у ответственного за деятельность банка правления, что затруднит эффективную работу НБУ. «Мы уже много лет стоим на позиции, что монопольным правом на принятие монетарной политики обладает правление НБУ».
Отказ парламента закрепить за НБУ право списывать со счетов банков штрафы за невыполнение резервных требований резко усложняет поддержку стабильности на денежном рынке. В случае отклонения поправок стране угрожает инфляция, а мне не останется ничего другого, кроме как подумать об отставке.