Л.Кучма обращает внимание народных депутатов на то, что до сих пор деятельность таких комиссий не урегулирована законодательно, как того требует Конституция. По мнению президента, не соответствует Конституции и постановление ВР, инициированное этой временной специальной комиссией. В нем содержались рекомендации президенту уволить с занимаемых должностей министра внутренних дел Юрия Кравченко и председателя Службы безопасности Леонида Деркача.
Президент также указывает на то, что ни Конституция, ни законы Украины не дают парламенту и созданным им органам полномочий совершать надзор за ходом, подготовкой и проведением выборов президента страны.
Конечно, в некотором смысле, отцы-основатели сами «подставились», записав в Конституцию фразу о том, что «организация и порядок деятельности комитетов и временнных специальных комиссий устанавливаются законом», что дает Президенту формальные основания выдвигать претензии к комиссии Ельяшкевича. С другой стороны, те же парламентские комитеты, и в конце концов, администрация Президента прекрасно работают без всякого специального закона. Если бы действиями Президента руководила принципиальность, он должен был бы внести в свое представление еще добрых два десятка учреждений, деятельность которых должна регулириваться специальными законами, которые еще не приняты.
Более того, специальные законы необходимы для государственных учреждений, деятельность которых имеет правовые последствия. К примеру, та же администрация и Кабмин часто выполняют практически одинаковые функции, и тут закон необходим для разграничения полномочий. В отличие от них, парламентская комиссия — не государственное учреждение. Ее выводы имеют только политическое значение, и в ст.89 даже специально записано, что «выводы и предложения временных комиссий не являются решающими для следствия и суда».
Еще один аргумент Президента, о том, что парламент якобы осуществляет «надзор за выборами», просто безграмотен, поскольку никто в ВР вопроса о надзоре не ставит. Парламентские комиссии по той же статье 89 создаются для «расследование вопросов, представляющих общественный интерес» и, безусловно, президентские выборы таким «вопросом» являются, особенно, если учесть многочисленные злоупотребления, которых не видит только слепой.
И последнее. Реакцию Кучмы на рекомендацию ВР уволить Деркача и Кравченко иначе как обидой назвать нельзя. Подчеркну — парламент только предложил Кучме уволить министров. ВР могла принять такое постановление в любое время в отношении любых других чиновников и без всякой специальной комисии Ельяшкевича. Опять-таки, это постановление не имеет юридической силы и является политическим документом и к нему просто неприменим критерий на «соответствие Конституции». Таким образом, остается лишь один мотив, которым может быть объяснено скоропостижное представление Президента — в ходе выборов Кучме есть что скрывать. Объяснить факт действия, столь порочащего имидж главы государства накануне выборов, можно либо несогласованностью многочисленных штабов (вряд ли сколько-нибудь квалифицированному имиджмейкеру придет в голову советовать своему патрону столь очевидные для критики решения), либо игнорированием Кучмой существования этих штабов. И то, и другое — лишний аргумент против второго срока Леонида Даниловича.