Уже в начале своей статьи Симоненко указывает на углубление в Украине кризиса, в том числе и духовного, и говорит о необходимости сотрудничества коммунистов с церковью. Последнее является особенно показательным. Не кто иной, как вождь Ленин призывал: «Чем большее число представителей реакционного духовенства... удастся расстрелять, тем лучше». А один из сподвижников Дзержинского Рогов вывел простую формулу: «Попов расстрелять, церкви под клуб и крышка религии». Уже в 1919 году из ста тысяч дореволюционного православного духовенства в живых осталось только сорок тысяч! 1919 годом Голгофа православия не закончилась. Впереди были не менее жестокие репрессии, перед которыми блекнут «деяния гонителя христиан, римского императора Нерона». Хотя, лидер КПУ осудил попытки бороться против религии методами насилия, разрушения храмов и т. д. Но не нужно быть Станиславским, чтобы сказать: «Не верю!». Если бы позиция лидера КПУ и его партии была искренней, то преступление давно было бы названо преступлением, коммунисты не ходили бы на митинги с портретами Ленина и Сталина, не протестовали против самого только слова «Бог» в Конституции Украины (в «конституционную ночь» 1996 года). Необходимо помнить и то, что коммунисты всегда были мастерами политической демагогии. Ленин и Сталин стелили мягко: («Свобода слова, печати, собраний» и конечно же «свобода совести»), но миллионным массам приходилось спать очень твердо.
Провозглашением «новой» тактики премудрость статьи секретаря ЦК КПУ не исчерпывается. Вот он облачился в богословские ризы и взялся определять главных противников православия в Украине. По-видимому, не один православный подумает, что речь пойдет, например, о тоталитарных сектах. Но ошибется. Симоненко об этих неприятелях даже не вспоминает, зато дает этакий пассаж: «Главными противниками православия в Украине являются прежде всего, представители воинствующих украинских националистов», виновные в том, что хотят добиться действительной самостоятельности Православной церкви в Украине. С каких это пор стремление автокефалии стало грехом или криминалом? Почему автокефалию могут иметь православные церкви Болгарии, Грузии, Польши, России, Румынии, Сербии и др., даже Албании? Церкви, приверженцы которых могли бы вместиться во Владимирском соборе Киева. А почему Украина, которой по количеству православных принадлежит второе место в мире, не может иметь эту самую автокефалию?
Красной нитью через всю статью лидера КПУ проходит враждебность к Западу и НАТО, за которой чувствуется обычный страх, ксенофобия сталинского или маоистского типа. Действительно, Запад не может быть эталоном для православных, особенно, когда речь идет о вопросе веры и духовной жизни. Но Запад показал, как можно вести социально-экономическую политику, как обеспечить своим гражданам достойный уровень жизни, даже помогать коммунистам. И вообще, вступая в ХХ век, нельзя строить новый «железный занавес» между Западом и Востоком. Конечно, Украине нужно быть сильной экономически, политически, духовно, но этого невозможно достичь без Единой Поместной Автокефальной Украинской Православной Церкви! Скорее стоит оглянуться на реальную угрозу — с Востока. Ведь именно Москва, а не Запад, уничтожила самостоятельную Украинскую Народную Республику в 1918-1920 годах, устроила искусственный голодомор в 1933 году; именно Москва расстреливала цвет украинской интеллигенции, гробила украинскую молодежь в Афганистанах, запрещала украинский язык, русифицировала украинцев. Особенно отвратительной демагогия Симоненко становится тогда, когда он рядится в тогу защитника православия, украинской национальной самобытности и украинского языка. Чтобы иметь моральное право называться патриотом Украины, нужно не на словах, а на деле отмежеваться от великодержавной политики Российской империи, СССР и КПСС.
Чуть ли не половину статьи секретарь ЦК КПУ отводит острой и необъективной критике Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской греко-католической церкви. Мне, как православному священнику, не следует быть защитником УГКЦ, тем более что как историк я хорошо знаю о тяжелых конфликтах в прошлом, порожденных преимущественно политикой Ватикана и Варшавы. Но так же, как эти силы провоцировали конфликты между украинцами в конце XVI в., так и Москва делала в XX в. Именно имперская Москва совершила административный запрет и погром УГКЦ в послевоенное время, именно по воле компартийной власти было спровоцировано немало межконфессионных конфликтов в Галичине в наши дни. Не сомневаюсь, что когда не будет вмешательства внешних сил, особенно коммунистических, то все проблемы во взаимоотношениях между православными и греко-католиками удастся со временем решить. Добавлю еще несколько слов о Папе римском. Пусть там Президент Кучма и «загнул», как говорится, подав численность католиков в 5 млн., но даже если бы их было и впятеро меньше, все равно он имел полное право на встречу со своими верными. Тревожит не это. Тревожит то, что Папа с Московской Патриархией может снова начать делить Украину на сферы влияния.
Критикуя Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП), Симоненко выступил в «роли богослова», которая определяет каноничность или неканоничность «опиума для народа». Позволю себе напомнить секретарю, что не всякий церковный раздел является расколом. УПЦ КП сберегла в чистоте православную веру, церковные предания и традиции, святые каноны, следовательно, является и канонической, и благодатной. В церковных канонах речь идет о том, что в независимом государстве может быть своя Автокефальная Православная Церковь.
Почему именно сейчас Симоненко взялся за перо? Да потому, что скоро выборы президента Украины и нужно созывать под свои знамена непредполагаемый электорат. Особая ставка делается на УПЦ МП.