Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ЛЮДМИЛА ЛЫСЕНК О: «НИКТО, КРОМЕ БОГА, НЕ ВИДЕЛ, КАК Я СКУЛИЛА»

9 июля, 1999 - 00:00

— Когда говорю о своей передаче, то мне кажется, что следует
сказать обо всем на свете сразу... Я работаю на телевидении 31 год. Думаю,
жизнь меня готовила к тому, что я должна была выйти на эту программу. Приехав
из Канады, где мне сделали после травмы операцию, я провела на День независимости
прямой эфир, ставший для меня вторым днем рождения. Я почувствовала, что
жива, что возвратилась к себе на Родину, что меня любят и помнят...

Наша нынешняя передача рассказывает о позитивном как о
моменте культуры. Если это политика — о политической культуре, если это
бизнес — то о бизнесовой культуре. Очень сложно найти положительные примеры
сегодня. Если бы вы видели мою подготовительную машинерию к передаче —
вы бы поняли. «Не все так плохо в нашем доме» — общечеловеческая передача.
Она — вне партий, она — для людей. Она не для Президента, не для определенной
партии, не для определенного фонда. Я никогда не была ни в каких партиях.
Я, к сожалению, даже не член Союза журналистов. У меня нет ни одной государственной
награды, но у меня есть награда от церкви. Как раз отсутствие наград —
это моя большая награда. У программы нет никаких покровителей, нет никаких
спонсоров. Думаю, они уже сейчас будут, и не потому, что приближаются выборы.
Дело — в правильном использовании эфирного времени.

По проекту это должна быть большая программа — и постановочная,
и художественная, и документальная. Ей нужно иметь время в прайм- тайме,
с утренним повтором и большой анонсной маркетинговой рекламой. Я показали
проект Владимиру Познеру, он сказал: «Деточка, вас сожрут хахлы». Я его
поправила: не хахлы, а украинцы. А он: «О, вот-вот, вся хохляндия полезла.
Идите в Москву, я вам помогу. Этот проект для СНГ замечательный».

Узнав об этом проекте, мне предлагали из нескольких частных
компаний, чтобы я работала у них. Но я в 20 лет пришла на Национальное
телевидение, как я могу отсюда уйти? Отказалась от всех предложений.

Почему передача не выходила четыре года? Во-первых, было
много людей в моем окружении, которых «давила жаба» — в нашей украинской
ментальности есть непостижимые вещи... Во-вторых, у меня были принципиальные
позиции: я не хотела менять названия, хронометраж, дату и время выхода
в эфир. Кроме того, кому-то нужно было делиться на тот момент эфиром —
а там разделили все без нашего участия. Вызвала нарекания моя позиция:
я даю материал познавательный, а они — развлекательный. Я призываю к академизму,
к взвешенной позиции, поскольку знаю, что такое компромисс.

Но осенью 1997 года, когда были сделаны первые два «пилота»,
в эфир нас не выпустили. Это была памятная «сдача»: еще до просмотра программы
секретарша тогдашнего президента компании по его просьбе передо мной поставила
стакан валерьянки. Я каменной просидела весь просмотр. Я не могла понять,
что происходит. Это было наперед подготовлено и безнравственно. Виктор
Лешик уволил меня с работы «в связи с реорганизацией студии», как записано
в трудовой книжке.

Я пошла в церковь, поставила всем свечи. Чтобы они стали
умными. И мне стало легче жить. Никто не видел, как я скулила. Никто, кроме
Бога.

Потом я позвонила министру информации Зиновию Кулику: «Это
звонит безработная Лысенко. Мой номер на бирже труда 2261. Приходите, через
два дня будет пресс-конференция по этому поводу». Я как член Картер- центра,
который разрабатывает политику телевещания, имею право созывать раз в год
международную пресс-конференцию. Через восемь часов в мою трудовую книжку
вписали, что я ведущая программы «Не все так плохо в нашем доме». Я снова
начала работать над программой. Многие люди разбежались, поскольку им создавали
невыносимые условия. И потому сейчас есть проблема — нужно доформировать
команду. Люди хотят работать, им тяжело, маленькая зарплата. Мы живем сейчас
в монтажных и аппаратных. У нас, кроме меня и режиссера, — все молодые
люди. Среди своих учеников в университете и на театральном факультете я
ищу заинтересованных людей. Я не могу сказать, что к нам плохо относятся
— так, как ко всем.

В передаче должен быть еще и театр. Я хочу ввести функциональный
срез общества средствами театра: люди, которые манипулируют обществом,
и манипулирование тоже. Т.е. театр наложится на документальный фон передачи.
Двести тем уже расписано. До конца года остается только 27 передач. И у
меня начнется процесс ампутации: что взять, а что отбросить. Я позволяю
себе только 48 слов — это 29 секунд в эфире. Сейчас овладеваю этим супержанром,
помня, что афоризм — это хорошо отредактированный роман. И потому из 150
страниц романа делаю фразу: «Вы не выпоете, не вымолите, и даже не выпросите
своей независимости. Вы ее только создадите».

Кому-то я нравлюсь, кому- то — нет. И это вполне нормально.
Может быть, я многое теряю, когда не знаю другой точки зрения. Поэтому
я всегда благодарна критикам. Это то, что заставляет меня бежать быстрее.
Не говорю, что такая дерзкая, что никто, кроме меня, не бежит. Бегут, только
пока что никто в спину не дышит.

Александра ЛАВРИНЕНКО 
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ