Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Уникальная находка в «Херсонесе Таврическом»

5 июля, 1999 - 00:00


В мае этого года херсонесский отряд Института археологии НАН Украины совместно с научно- просветительским обществом «Коллегиум» продолжили исследования участка некрополя на западном берегу Карантинной бухты, где ранее были обнаружены разграбленные погребальные сооружения.

Старинные погребальные сооружения — это склепы, вырубленные в толще скалы на глубине 3 — 3,5 м от современной поверхности. В склепы ведут прямоугольные входы-дромосы, из которых по нескольким ступеням можно попасть в погребальную камеру. В стенах камер расположены ниши-лежанки, на которых в древности совершались захоронения умерших. Стены погребальных камер покрыты фресковой черно-красной росписью — гирляндами и цветами. Слева от входа над цветком изображена чаша, а на задней стенке одной из ниш- лежанок — павлин. Тело павлина синего цвета, а хвост — темно-коричневого. Стены склепа под лежанками украшены прямоугольным орнаментом, который можно рассматривать, как подражание росписям стен жилых помещений. Потому что древние граждане Херсонеса считали захоронение жильем умершего.

Исследованные археологами склепы были ограблены еще в древности, свидетельством чего является отсутствие останков погребенных, каких-либо предметов, а также грабительский пролом. Поэтому для определения времени фресок и их атрибуции первостепенное значение приобретает анализ росписи, требующий достаточно длительного времени. Но уже сегодня можно более или менее уверенно говорить, что в росписи очень сильны традиции античной школы живописи. Однако изображение чаши, которая у ранних христиан была связана с обрядом причастия, а также павлина — христианского символа бессмертия, убеждает в том, что перед нами раннехристианские погребальные сооружения. Предварительно они могут быть отнесены ко второй половине V — VI вв. Другими словами, склепы являются оригинальными памятниками раннего христианства.

Можно высказать несколько предварительных соображений не только о датировке открытых памятников, но и об их атрибуции. Отсутствие в росписи изображений человеческих фигур и сюжетов с участием людей, характерных для античной погребальной фресковой живописи, а также преобладание в ней «цветочных» мотивов, символизировавших обстановку райского сада, свидетельствуют о близости смысловой направленности открытых фресок к учению монофизитов. Как известно, монофизиты, в отличие от большинства восточных церквей, отрицали человеческую природу Христа. Это учение, которое выступало против ортодоксальных догматов Вселенских соборов, получило наиболее широкое распространение в восточных районах Византийской империи, в Малой Азии, с которой средневековый Херсонес поддерживал на протяжении нескольких веков разносторонние связи.

Естественно, что это пока лишь одна из возможных гипотез. Но хотелось бы подчеркнуть, что склепы с росписью, открытые в Херсонесе в 1999 г., явление очень редкое, уникальное — археологическая удача на пороге празднования 2000 лет со дня рождения Христа. Достаточно сказать, что последний такой склеп в Херсонесе был раскопан в 1912 г. После реставрации и консервации живописи склепы должны стать музейными объектами, которые дадут возможность многим людям получить наглядное представление о раннехристианской живописи на юге Украины.

Сейчас, к сожалению, ни у Института археологии НАН Украины, ни у Национального заповедника «Херсонес Таврический», в ведении которого находятся эти уникальные памятники, на это нет средств. Поэтому была бы весьма желательна для осуществления этой работы поддержка богатых людей, а также Православной церкви.

В связи с этим хотелось бы отметить, что результативное проведение раскопок склепов с раннехристианской живописью стало возможно благодаря дружеской и бескорыстной помощи киевской городской дирекции Украинского государственного предприятия почтовой связи «Укрпочта» во главе с господами Скляренко и Хворостяным. Эти люди продолжают в Украине лучшие традиции украинского меценатства. Хотелось бы надеяться, что, несмотря на экономические трудности, таких людей с каждым годом будет все больше и больше. Ведь памятники древности безмолвны и беззащитны, а поэтому требуют к себе постоянного и неослабевающего внимания не только ученых, но и всех просвещенных людей.

Виталий ЗУБАРЬ, доктор исторических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ