Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ВОПРОС «Дня»

26 июня, 1999 - 00:00


Какие утерянные возможности и неиспользованные альтернативы видите вы в истории Украины?

Владимир РЫЧКА, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории Украины НАНУ:

— Историки обычно не любят мыслить категориями условного времени. Однако поставленный газетой вопрос кажется мне довольно корректным, утонченно провокационным и в этом смысле таки побуждает к размышлениям. Хотя историческое наследие и не детерминирует всего, оно, однако, является важным фактором функционирования современного общества. Поэтому, рассуждая об утерянных возможностях Украины, мне в первую очередь хотелось бы отметить то, что ее прошлое крепко укоренено в восточнохристианском, православном мире. Заложенный во времена князя Владимира Святославовича идеологический фундамент старокиевской средневековой государственности с течением времени утвердил на славянской почве абсолютную ценность византийских религиозных и религиозно-государственных форм. Поэтому, ведущие слои Киевского государства, скорее всего его элиту, не волновали (так как кое-где) идеи автохтонности, оригинальности, национальной, религиозной и государственной индивидуальности.

Выступая носителем идеологии православного единства и византийской имперской традиции, тогдашнее духовенство, которое играло роль своеобразной средневековой интеллигенции, тормозило объективное течение процессов формирования национальных государств у народов православной конфессии, которые росли в границах относительно единой ранее «империи Рюриковичей». Такая ситуация сохранялась не только во времена ее наибольшего подъема, но и после ее упадка в ХIII—ХIV вв. Интеллектуальные усилия церковной элиты (вспомните, например, киевлянина Дионисия — учредителя Печерского монастыря в Нижнем Новгороде на Волге, или волынянина Петра — первого московского святого) были направлены на поддержку самоутверждения Московского монархического царства, которое, игнорируя внешние культурные влияния, постепенно превращается в преемника византийского православного наследства. До сих пор остается должным образом неоцененной и роль православных иерархов в подчинении Хмельницкого русскому царю. В этой плоскости, на мой взгляд, и следует искать ответы на вопрос об утерянных возможностях Украины: наверное именно поэтому путь от Руси до Украины так надолго растянулся во времени, а интенции государственно-созидательного ее развития и формирования национального самосознания оказались ограниченными.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ