Книгопроизводство в Украине уже давно переродилось из некогда плодовитого и весьма прибыльного дела в практически рудиментарный отросток культуры страны. Тираж тех изданий, которые выходят, мизерный, а значит, мгновенно раскупаемый. Особенно если речь идет о книгах, посвященных какому- нибудь одному из бесчисленных пластов кино. Это произошло со сборником сценариев, писем, документов, архивов и воспоминаний Сергея Параджанова «Злет, трагедія, вічність», выпущенным в 1994 году киевским издательством «Спалах ЛТД», а в этом году в число дефицитов вошла книга Ольги Брюховецкой «Леонід Осика» (Видавничий дім «Академія, Київ»).
Книгу «Парадигма кино» Юрия Ильенко может постигнуть та же участь, что и книгу о Параджанове и Осыке, так как, к сожалению, издательство «Абрис» планирует тираж всего лишь в 2 тысячи экземпляров, что, естественно, мало. Однако книга не является развлекательной, что, возможно, несколько умерит пыл тех, кто надеется увидеть в ней формотворчество, приправленное пикантными деталями. Это не история жизни великого украинского режиссера, не увлекательный экскурс по не менее увлекательным его фильмам, это книга о теории кино, о кино как таковом, о его механизме действия, его философии, которая очень органично смешана с практикой, жизнью. Особый интерес представляет тот факт, что этот предмет — теория, являющаяся основой, фундаментом кинематографии как науки и вида искусства — почти не разработан. Даже если вспомнить великих теоретиков Пудовкина и Эйзенштейна, то ведь их размышления касались того времени кино, когда оно только набирало свои обороты.
У Ильенко это не первая книга, но и не сотая. До этого в виде книги был выпущен сценарий фильма «Белая птица с черной отметиной», а в 11 номере журнала «Киев» за 1994 год напечатан, пожалуй, лучший сценарий за все 90-е годы, попавший на киностудию им. А.Довженко, — «Агні і Агасфер. Хроніка другого пришестя Христа». На этом список вышедших трудов заканчивается — остальные 25 сценариев унылой кучей занимают место в шкафу и, покрываясь пылью, ждут своего возможного воплощения.