АНКЕТА «Дня»
1. Какие уроки ХХ столетия Вы считаете наиболее важными
для дальнейшего развития цивилизации?
2. Какие тенденции в развитии украинского общества на
рубеже столетий тревожат Вас больше всего?
3. Место и роль науки в жизни общества у нас и за границей.
Какие они сейчас и какими Вы бы хотели их видеть?
1. Человек, овладев новыми знаниями о законах природы,
начал широкомасштабно вторгаться в окружающую среду и разрушать ее ради
быстрейшего удовлетворения своей собственной или групповой пользы. Назрела
необходимость общедуховного оздоровления человечества, осмысления основной
цели развития человеческой цивилизации. Без гармонизации взаимодействия
человека и природы, без сохранения окружающей среды человечество не будет
иметь перспективы нормального существования и развития.
Две мировые войны и длительное противостояние двух социально-политических
систем в ХХ веке засвидетельствовали: человечеству необходимо исключить
из арсенала решения конфликтных ситуаций войны, применение средств массового
уничтожения, террор, порабощение более сильными народами более слабых.
Развитие науки и образования должны оставаться приоритетными
для всего человечества. Без этого оно останется без оружия в борьбе с голодом,
холодом, болезнями и не будет иметь новых технологий материального производства.
2. В общем тревожат тенденции развития и утверждения нашей
государственности, экономики, культуры, науки, образования, духовности.
А больше всего — отсутствие единства украинского общества в достижении
величественной цели — построения независимого государства со стабильной
экономикой, нацеленной на благополучие людей. Особенно беспокоит нечеткость
провозглашаемых реформ в экономике, двойственное отношение к людям, занятым
в материальном производстве, науке, образовании, культуре. На словах —
поддержка, а на деле — урезание финансирования. Мол, еще нет нужного наполнения
бюджета. Нужно еще потерпеть. А кто не может терпеть — наносит вред государству.
В то же время замечается рост расходов на руководящие структуры различных
рангов. Происходит расслоение украинского общества на богатых и бедных.
Последние стали бедными не потому, что не работали или не хотят работать
честно, а потому, что в ходе реформирования нашей экономики были допущены
ошибки. Это угнетает, размывает веру в справедливость.
3. Украина на время провозглашения независимости имела
очень мощный научно-технический и технологический потенциал. За годы, которые
миновали с тех пор, она его постепенно теряла. Это уже настолько ощутимо,
что создает угрозу сохранению известных украинских научных школ, дальнейшему
развитию научно-технического прогресса в стране. Главная причина — ограниченность
и нестабильность финансовой поддержки со стороны государства. А также созерцательная
позиция государственных администраций на всех уровнях. Все это приводит
к деградации науки, упадку научно-технического прогресса. В итоге Украина,
с одной стороны, теряет свои возможности создания новых знаний на уровне
мировых научных достижений, а с другой — возможность оперативно использовать
мировые научные и технологические приобретения. Для нашей молодежи сфера
научной деятельности в такой ситуации становится не престижной. А это уже
угрожающая ситуация!
Без инвестиций в науку экономический рост независимого
государства становится проблематичным. Экономически развитые зарубежные
государства, как известно, постоянно и весомо инвестируют науку не потому,
что они богатые, а они богатые потому, что должным образом инвестируют
науку.