Марк Твен в одном из рассказов описывает, как перед встречей с избирателями команда поддержки решительно посоветовала своему кандидату выбрать в толпе наиболее грязного, сопливого и золотушного ребенка, нежно прижать его к груди и поцеловать — ради популярности. Кандидат долго упирался, но когда дошло до дела, он мужественно опустился в гущу избирателей и начал обнимать и целовать всех детей — белых, черных, опрятных, грязных, — которые крутились среди взрослых. Чего не сделаешь ради победы? Эта классическая сцена вспомнилась в связи с одним из многочисленных телевизионных сюжетов, которые сегодня посвящены — «ненавязчиво» — одному из наших кандидатов в президенты. В телепередаче речь шла о Президенте и Религии. (Хотелось бы, чтобы аналогия с Марком Твеном не воспринималась слишком буквально.)
Заручиться поддержкой верующих сейчас пытается много наших кандидатов, хотя бы по той причине, что церкви немного структурировали общество, чего до сих пор не смогли сделать партии. Скажем, Компартия Украины сделала ставку на самую большую по количеству приходов (но не верующих) Украинскую православную церковь. (Это, кстати, не помешало П. Симоненко недавно заявить: «Компартия Украины не отказывается от ... определения религии как опиума для народа».) «Громада» пользуется поддержкой некоторых протестанских церквей; правые партии опираются на членов Киевского патриархата. Правящий Президент избрал лучший вариант — он «целует всех», как засвидетельствовало последнее обозрение недели на одном из телеканалов.
Для нас речь идет, однако, не о чьей-то предвыборной тактике, а об упомянутой телепередаче. Над нею поработали очень ловкие руки — они отбирали снятые в различное время и при различных обстоятельствах кадры, резали, клеили, монтировали. «Белые нитки» почти незаметны и в целом вышло так, что якобы Президента поддерживают и одобряют его религиозную политику многие украинские церкви. Прием простой, но надежный — нам показывают серию фрагментов, в которых главы церквей произносят две-три фразы, вырванные из реального контекста; среди церковных деятелей периодически монтируется Президент. В результате формируется картина идиллических отношений Президента с различными церквями и конфессиями. А верующие должны смотреть, делать выводы, выбирать сторону.
Почему бы и нет? Жалко только, что смонтированная на экране ТВ идиллия мало отвечает действительности. Приведем несколько вопиющих расхождений. Среди действующих лиц упомянутого телесюжета видим, например, патриарха Димитрия (УАПЦ), который именно теперь издал серию брошюр «Розмови про страшне сьогодення». Он опечален тем, что «нет при власти хоть немного верующих и честных украинцев, ... что власть не понимает необходимости порядка в стране». Не забыли также патриарха Филарета (УПЦ КП), которого грубо побили в Мариуполе. Он только что опубликовал Заявление, где говорится: «Органы государственной, исполнительной власти и Президент Леонид Кучма абсолютно неспособны выполнять возложенные на них обязанности...» Киевский патриархат требует по крайней мере «... официального извинения Президента Украины перед патриархом Филаретом и верующими, которые стали жертвой властной бездеятельности и попустительства преступникам». Перечень расхождений можно было бы продолжить, но достаточно и приведенных — они дают нам право употребить слово «фальсификация».
Напомним известное всем — религиозная ситуация в стране не улучшается и большинство церквей имеет серьезные претензии к исполнительной и законодательной власти. В частности, Украинская греко-католическая церковь, одна из крупнейших в стране, напрасно требует от власти официальной реабилитации — снятия с нее «стигмы», которой ее клеймили все предыдущие имперские режимы. УГКЦ не забывает также о значительной части ее имущества, которое до сих пор находится в руках государства или других церквей. Римско-католическая церковь не одобряет «привычку» правительства часто переносить рабочие дни на воскресенье. Что, как известно, является грехом и нарушением вековечной христианской традиции. (В IV веке император Константин Великий работу в воскресенье запретил под угрозой смертной казни). А небольшие за численностью религиозные общины считают себя жертвами дискриминации и опасаются еще больших ущемлений после принятия запланированных исполнительной властью поправок к действующему Закону о свободе вероисповедания. Не будем лишний раз напоминать, что иерархи все трех православных церквей обвиняют власть в поддержке состояния раскола православия.
Вот такая, в общих чертах, ситуация просматривается через тонкий слой той сладкой лубочной картинки, которую нарисовало для нас верноподданное телевидение.