Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Покер вокруг трех миллиардов для Украины

Канцлер Шредер будет уговаривать Президента Кучму отказаться от реакторов. Или не будет уговаривать
17 июня, 1999 - 00:00

Но вот к власти пришли социал-демократы и «зеленые», в своих экономических и природоохранных планах записавшие выход из ядерной энергетики. «Энергетические» бои на всех фронтах пока не принесли победу ни «зеленым», ни ядерному лобби, но показали решительность и бескомпромиссность противников.

И тут появился новый повод для дискуссий — кредит для Украины. Как же так, сказали «зеленые», с одной стороны, мы выступаем за закрытие немецких атомных электростанций как потенциально опасных для человечества, а с другой, содействуем сооружению новых реакторов в «стране Чернобыля», как здесь порой называют Украину?

В нынешнюю пятницу в Кельне начинает работу «большая семерка» ведущих индустриальных стран мира плюс Россия, которые и должны были бы окончательно принять, казалось, согласованное решение о финансировании украинской энергетической программы. Но бумаги об этом поручено готовить Германии. И политики взялись за дело.

Сначала обе парламентские фракции правительственных партий — СДПГ и «зеленые» — заявили, что они против предоставления кредитов. Потом появилось решение постоянной парламентской комиссии по вопросам окружающей среды, в котором требовалось от правительства на заседании «семерки» голосовать против миллиардных вливаний. Главные аргументы противников: если Германия боится за безопасность своих реакторов, то что же говорить об Украине. Юрген Триттин, «зеленый» министр окружающей среды, сказал прямо: «Украина не сможет гарантировать безопасность реакторов». А реактор без гарантии — это жизнь на пороховой бочке. Во-вторых, Украина никогда не возвратит кредиты. В-третьих, сооружая новые реакторы, Украина заботится не о себе (ее собственные потребности в электроэнергии считаются удовлетворенными), а хочет развивать мощности для экспорта дешевой электроэнергии в Западную Европу, а Западная Европа не хочет своими руками создавать конкурента своим энергетическим магнатам.

Поэтому во вторник в Бонне собрались министры, имеющие отношение к украинскому проекту, и под руководством канцлера обсудили ситуацию. Решение там принималось за закрытыми дверями, и обе стороны (канцлер и министр администрации канцлера Бодо Хомбах считаются сторонниками предоставления кредитов) ощущают себя победителями переговоров. Результат переговоров такой, как когда-то в России — ни мира, ни войны, а армию распустить. В переводе на «энергетический язык» это значит: в документах «семерки» обойти вопрос о кредитах молчанием, а о дальнейшем использовании денег поговорить с Президентом Кучмой во время правительственных консультаций 7 и 8 июля в Киеве. Раньше планировалось, что в них с немецкой стороны примут участие только Шредер и министр иностранных дел Фишер. Теперь к ним добавился и Триттин.

Что же будет предлагаться в Киеве? Речь идет не о кредитах как таковых, а об их использовании. Самый главный противник ядерных кредитов Триттин заявил, что Германия не отказывается предоставлять кредиты, но не для ядерных реакторов, а, например, для тепловых электростанций, которые будут работать на природном газе.

Но вопрос может и не дотянуть до Киева, а решится еще на этой неделе в Кельне. Ведь то, что думают немцы, значит немного там, где присутствуют американцы. А известно, что большинство стран «семерки» выступает именно за ядерный проект для Украины. Французы, например, надеются на большие заказы на реакторы для своей промышленности. Мощное «ядерное» лобби и в самой Германии. Председатель парламентской фракции социал-демократов Петер Штрук отметил после совещания у канцлера: как «семерка» скажет, так и будет; бундестагу придется «проглотить» эту пилюлю.

А что же опытный в политических интригах Шредер? Наблюдатели не исключают возможности, что после «саммита» в Кельне какой-либо клерк из администрации канцлера сделает заявление: к великому сожалению, канцлер вынужден был голосовать за кредиты. К звонким пощечинам немецкому парламенту не привыкать.

Лейпциг

Виктор ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ