«Блокпост», по свидетельству очевидцев, с первого дня и
вполне справедливо ходил в фестивальных лидерах. Это, пожалуй, лучшая пока
картина режиссера Александра Рогожкина, создателя рекордсменов видеопроката:
«Особенностей национальной охоты» и «...рыбалки». Более того, «Блокпост»
я бы назвала и лучшей на сегодня лентой о Чечне, и шире — о войне в так
называемых горячих точках. Режиссеру удалось в фильме без напряжения, без
искусственных обобщений перешагнуть из реализма в условность, притчу, ту
самую, что не получилась у Сергея Бодрова в «Кавказском пленнике».
Гильдия прессы присудила «Блокпосту» свой приз, фильм удостоился
также специального упоминания ФИПРЕССИ и получил «Золотую розу» «Кинотавра».
Что касается лучшей мужской роли, то еще накануне фестиваля
с большой степенью вероятности можно было утверждать, что этого приза удостоится
Михаил Ульянов. Его Дед в насквозь социальном фильме Сергея Говорухина
«Ворошиловский стрелок» переводит это кино в явление искусства. Ульянов
играет мастерски и по-актерски расчетливо. Этот приз он разделил с Владимиром
Ильиным, с которым все довольно забавно: Ильин — блестящий, многогранный
актер, которому под силу сыграть если не все, то очень многое. И надо же
такому случиться, чтобы уже дважды (первый раз на «Нике») он получал приз
за роль в довольно посредственной комедии Аллы Суриковой «Хочу в тюрьму!»,
где играет гениального изобретателя, этакого современного Левшу, который
не по своей вине преступил закон и добровольно решил понести наказание.
Правда, в голландской тюрьме.
Жюри учредило также специальный приз за актерский ансамбль,
которым наградило фильм Дениса Евстигнеева «Мама». Приз за лучшую женскую
роль получила Елена Руфанова, сыгравшая Еву Браун в «Молохе». Действие
фильма происходит в течение одного дня 1942-го года на даче Гитлера в Альпах.
Это типичное сокуровское кино, которое, как известно, не для всех. Зато
на фестивалях подобные фильмы привечают. Любопытно, что, отправляя «Молох»
в Сочи, режиссер особо не рассчитывал быть обласканным, подчеркнув в одном
из интервью, что его фильм стоит вне кинематографического процесса и потому
он лишен каких- либо призовых амбиций.
И вот на закрытии фестиваля объявляют обладателя Гран-при:
Александр Сокуров. На сцену поднимается пытающийся скрыть растерянность
продюсер «Молоха» Виктор Сергеев и сообщает, что режиссер по телефону поручил
ему от приза отказаться: дескать, жюри, присуждая его, руководствовалось
не художественными, а политическими критериями. Далее следует немая сцена.
Так явствовало из телетрансляции закрытия.
На следующее утро я позвонила в Сочи, но, увы, никаких
подробностей в пресс-службе «Кинотавра» узнать не удалось. Сергеев в недоумении
и прокомментировать поступок Сокурова не берется. Впрочем, этот режиссер
всегда отличался трудным характером и полным набором странностей настоящего
гения.
Рискну высказать одно предположение. В уже упомянутом мною
интервью в словах Александра Сокурова звучит нескрываемая обида на родное
отечество, где не очень-то интересуются тем, что он делает. Вот и с «Молохом»:
от зарубежных телекомпаний поступили заявки на телеверсию картины. Сокуров
собирается делать две серии по 65 минут, введя новые сюжетные линии и эпизоды,
а русское телевидение молчит. Режиссер взял да и обиделся. Причем настолько,
что оконфузил «Кинотавр».