Согласно подсчетам политологов, за 6 месяцев президентской
кампании на «содержание» команды кандидата необходимо около $ 10 млн.,
на сбор подписей — $ 1 млн., на СМИ — $ 12 млн. (по $ 2 млн в месяц), на
наглядную агитацию и контрпропаганду — $ 10 млн., поддержку союзников —
$ 3— 5 млн., транспортные, командировочные расходы и аренду помещений —
$ 10 млн. и $ 1—2 млн. — на поддержку бригад наблюдателей за выборами.
Что касается таких финансово неоцениваемых затрат, как
нервы и здоровье, то политологи прогнозируют кандидатам потерю 2— 3 лет
жизни. Последствия физической и моральной нагрузки ощутят на себе и их
команды.
Наблюдатели констатируют, что денежные ресурсы на проведение
кампаний кандидаты будут получать в основном от отечественных финансовых
и экономических структур, которые будут на них «ставить».
Большой потенциал для этого, по их мнению, имеют нынешний
Президент Леонид Кучма, глава парламента Александр Ткаченко и бывший премьер
Евгений Марчук. Причем команда нынешнего главы государства, благодаря властным
полномочиям, сможет иметь в 4-5 раз больше минимально необходимых для участия
в выборах «возможностей».
«Мы знаем из информированных источников, что была дана
разнарядка, сколько каждая область должна собрать денег в избирательный
фонд Л.Кучмы. Фонд «Социальная защита», в котором сконцентрированы деньги
на избирательную кампанию нынешнего Президента, уже собрал 1,5 млрд. гривен.
Эти цифры уже оглашались в Верховной Раде и в СМИ», — сказал в интервью
ЦЖИ президент УАПН Николай Михальченко.
В тоже время он отметил, что наличие суммы в 50 млн. дол.
не гарантирует кандидатам победу на выборах. Положительный результат, по
его мнению, может быть достигнут лишь в сочетании сильной материально-технической
базы с хорошими идеями, положительным имиджем кандидата, оптимальностью
его политики и действий.
Примером выброшенных на ветер денег является предвыборная
кампания на пост мэра Киева почетного президента футбольного клуба «Динамо»
Киев Григория Суркиса. По оценкам политологов, на ее проведение было истрачено
$ 10—20 млн., но желаемые результаты не были достигнуты во многом из-за
неудачно выбранного русла проведения кампании, в частности, демонстрирования
антирекламы на главного конкурента.
Еще одним важным фактором успеха в президентских гонках
политологи считают размеры «кредита доверия» к кандидатам и количество
их сторонников. Большие «привилегии» в этом плане, по их мнению, имеют
оппозиционные кандидаты.
Н.Михальченко говорит: «Чем больше добровольцев, тем меньше
финансовые расходы. Команде, в которой нет энтузиазма, как, например, в
команде Кучмы, приходится за все платить. У новых же кандидатов больше
добровольцев. В результате, расходы у них будут значительно меньше, а эффект
больше».
Самыми дешевыми и эффективными, по прогнозам политологов,
могут быть предвыборные кампании Натальи Витренко, Петра Симоненко и Евгения
Марчука.