Слушателей на «Музыкальных премьерах сезона» было совсем немного. Утомленная солнцем публика предпочла пляж душному залу Дома ученых. Хотя не стоит все привычно списывать на погоду. Многие не смогли попасть на концерты по причине того, что афиши появились за день-два до начала фестиваля. Да и то еще до окончательного решения сакраментального вопроса — быть самому фестивалю в этом году или не быть. За решением оргкомитета в форме категорического императива (быть!) последовали другие вопросы — «что делать?» и «каким образом?». В итоге, фестиваль, лавируя между безденежными исполнителями и жаждущими услышать свой опус, причем в гарантированно хорошем исполнении, авторами, медленно, но верно последовал по привычному маршруту. Боевых потерь в результате организационных недоработок оказалось немного(?!) — полтора концерта. Хор и симфонический оркестр Национальной радиокомпании Украины проявили-таки принципиальность (о, si siс omnia!) и без надежных финансовых гарантий играть не согласились. Поэтому зритель так и не услышал ряда сочинений, в том числе классиков ХХ века Франсиса Пуленка, Антона Веберна, Льва Ревуцкого, Бориса Лятошинского, Родиона Щедрина и киевских авторов Татьяны Евоны, Владимира Губы. Впрочем, по ряду других причин не прозвучали весьма ожидаемые и вызвавшие интерес у публики композиции Леонида Грабовского, Владимира Рунчака, Леси Дычко. Но нелепо сожалеть о том, чего не было, и не ценить того, что было.
Очень порадовали многие исполнительские коллективы. «Киевская камерата», квартет «Archi», Киевский квартет саксофонистов, юношеский хор капеллы имени Льва Ревуцкого. И грех был бы не отметить высокий профессионализм этого коллектива, да и в целом детских хоров — участников фестиваля.
Поскольку в этом году не проводился форум музыки молодых, то на «Премьерах» звучали сочинения композиторов без возрастных ограничений. Впрочем, превалировало младшее и среднее поколения киевских авторов. Кажется, в Киеве, входит в традицию своеобразное публичное «посвящение в композиторы» — выпускной экзамен студентов- композиторов стал неотъемлемой составной частью весенне-летних киевских композиторских форумов. Из всех четырех композиторов самого младшего поколения безусловно выделился Артем Рощенко, представивший в качестве дипломной работы Концерт для оркестра. Это сочинение могло вполне конкурировать с опусами уже известных мэтров.
Основная черта нынешнего форума — его тотальная камерность. Камерность во всех смыслах — исполнительском, композиционном, временно-пространственном. Как будто из мира исчезла музыка объемная, массивная, плотная, а перед затаившей дыхание публикой лишь проносятся едва намеченные мелодические очертания «дышащих» звуковых пластов и линий (Алла Загайкевич, «Интерлюдия»; Галина Овчаренко, «Иллюзия»), подчас прерываемые экспрессивными звуковыми сгустками (Сергей Пилютиков «Квартет для саксофонов) или синтезирующиеся в красочно-колористический образ (М. Денисенко «Серпень- серп»). Безусловно, созерцательно-медитативное начало преобладало, изрядно утомляя однообразием. Обидно, что гость форума словацкий пианист и композитор Евгений Иршаи, из всего пласта словацкой современной музыки, практически неизвестной нам, выбрал три совершенно одноплановых и достаточно однообразных сочинения, причем с отнюдь не божественными длиннотами. Особенно показательным в этом смысле оказалось сочинение самого Е. Иршаи «Exodus» («Исход»), где автор, по-видимому, пытался воссоздать мучительный и тяжелый процесс сорокалетнего блуждания в пустыне. Вместе с ним мучались и все мы.
«Грешили» тем же и некоторые отечественные авторы, сочинения которых, после сокращения примерно вдвое, стали бы украшением любого фестиваля современной музыки. «Премьеры сезона» дали возможность говорить о тенденциях современного композиторского творчества: в противовес образной и тематической концентрированности композиций 60—70-х годов в сочинениях 80—90-х наблюдается прямо противоположное — поворот к спокойному высказыванию. Однако эта лиризация привела к рассредоточенности музыкальной темы, а в результате — зачастую вместо индивидуальности композиторского почерка на поверхность проступает смысловая неопределенность, размытость музыкальной мысли. На разморенную жарой публику (а на «Премьеры» ходил не случайный слушатель, а в основном — профессионалы) такая музыка действовала как хорошее снотворное.
Но тем не менее, несмотря ни на что, практически никто не уходил с концертов разочарованным. Коллеги, даже не будучи удовлетворены целым, отмечали детали: то удачную инструментовку, то яркое начало, то оригинально выстроенную драматургию.
Но самое главное — это то, что невзирая на множество «несмотря на...» форум состоялся, и «вопреки всем» мрачным прогнозам прошел на достойном уровне. Единственное, о чем хотелось бы помечтать: побольше киевских премьер зарубежных авторов (мы — в мировом контексте!) и чудо рождения шедевров, я верю, обязательно будет.