Демонстрацией фильма Тома Тиквера в Киеве начинается
Неделя европейского кино.
Среди всякого рода модных фильмов на модную молодежно-бандитскую
тематику, еще до сих пор встречаются приятные исключения. К таковым, конечно,
можно отнести фильм немецкого режиссера Тома Тиквера «Беги, Лола, беги».
Во-первых, он короткий, что уже значительный плюс в эпоху «титаников».
Во-вторых, он весьма динамичен и сюжетно захватывающ — интрига состоит
в том, что девушке нужно за 20 минут найти 100 тысяч для своего друга-бандита.
Ну и в-третьих, он вызывающе современен.
Правда, с последним пунктом возникает какая-то неприятная
двойственность, а то и тройственность в ощущениях. Действительно, на первый
взгляд создается впечатление, что авторы хотели создать фильм для «поколения
Х» и о нем. В «Лоле» есть все молодежные «примочки» — сюжет, эстетика видеоклипов
и этика компьютерных игр. Но...
Собственно говоря, какие смыслы заложены в этом фильме?
Все, что приходит в голову, выглядит банально. Девушка делает три попытки
достать деньги. Здесь фильм превращается в снятую на пленку типичную компьютерную
игру: герою нужно успеть сделать нечто к определенному сроку. При этом,
как это всегда бывает в играх, смерть героя не страшна, нажмите load —
и начинайте сначала. Каждый ваш шаг имеет несколько вариантов — важно просто
выбрать верный. Это, собственно, и происходит — в первой попытке Лола не
успевает добежать: дружок-бандит в отчаянии начинает грабить магазин и
его убивают. Во второй — Лола решает попросить денег у папы-банкира, в
результате грабит банк и теперь уже убивают ее. И, наконец, в третьей принимается
правильное решение — попросить помощи у Бога (многие, наверняка, даже не
заметят этот момент в фильме, он происходит на бегу). В результате — выигрыш
в казино и полный хеппи-энд.
По-моему, комментировать тут нечего. Кому интересна мораль
о божественном вмешательстве (или о нравственном поведении), пародия на
эту мораль и ирония по поводу этой пародии одновременно? Кому нужно банальное
утверждение об относительности правильного выбора (Лоле надо было сразу
понять, что для авторов игры правильный выбор из предлагаемого списка —
«попросить Божьей помощи» — и не мучаться три раза)? Кому, наконец, интересна
явная издевка над туповатым поколением без собственных принципов, для которого
совершенно одно и то же — что ограбление, что общение с Богом, как, впрочем,
и издевательство над «авторами игры», с их явно надуманными и лицемерными
представлениями о «правильности»? Дело, видимо, не в этом — фильм интересен
и силен тем, что пытаясь создать картину об «иксерах», старшие товарищи
создали картину о своих представлениях о них. Выяснилось, что кроме банальностей,
прокипяченных в ядовитой иронии, сказать нечего. Попутно выяснилось, что
никакого «поколения Х» просто не существует, потому что нельзя считать
поколением людей, главное для которых — функциональность (найти правильный
ответ в конкретной задаче). Точно так же «зависли в воздухе» все многослойные
иронические конструкции фильма, потому что выяснилось, что в этом поколении
даже не над чем иронизировать (это, наверное, самое показательный момент).
И дело тут вовсе не в «бездуховности» молодежи. Просто этот фильм «о поколении»
лишний раз показал, что, слава Богу, люди, стремящиеся отыскать «свое лицо»
в каждой возрастной группе и громко поименовать ее Поколением, посрамлены
окончательно и бесповоротно. Время поколений прошло. Началось время личностей.
А что до «Лолы», то, вообще-то, фильм не об этом…