Во Львове 14—15 мая состоится встреча глав государств Центральной Европы. Корреспондент «Дня» накануне этого события встретился с начальником Львовского городского управления внутренних дел Богданом Шкарадой, жизненное кредо которого звучит так: «Авторитетов от криминала не признаю. Для меня существует один авторитет — закон».
— Господин полковник, созерцая горы вывороченных мостовых и многочисленные таблички «Осторожно — окрашено!», понимаешь, что Львов потихоньку шагает к саммиту. А что у вас?
— Вы сами понимаете, что президенты из двенадцати стран приезжают во Львов не ежедневно. Теперь посчитаем. Вместе с первыми лицами прибудет их свита и охрана. Думаю, приедут в наш город еще и туристы, и просто любопытные. Только вашего брата журналиста прилетит больше 400 человек. Всех прибывших требуется оградить от неприятностей, ибо даже мелкая кража или инцидент ляжет пятном на репутацию львовской милиции.
— За какой контингент гостей больше всего волнуетесь?
— Конечно, за «акул пера и диктофона». Масса современной видео- и аудиоаппаратуры — это неодолимое искушение для профессиональных воров и источник заботы для правоохранительных органов. Если охрану президентов обеспечат их собственные силовые структуры совместно с СБУ и милицией, то вездесущие репортеры, которые захотят засунуть свой нос в каждую криминогенную дырку, могут лишиться не только хороших впечатлений о Львове.
— А какие планы у президентов на Львовщине в течение саммита?
— Сообщу разве что официальную информацию. Все двенадцать будут проживать в гостинице «Днестр» (журналисты в менее фешенебельной гостинице «Турнет»). Президенты намереваются посетить Львовскую оперу, Национальный музей, возложат цветы к памятнику Тарасу Шевченко. В ресторане «Колыба» в поселке Брюховичи состоится президентская «встреча без галстуков». Затем каждый из высокопоставленных гостей посадит «дерево дружбы».
— Вы не боитесь, что общественность попробует с помощью пикетов и митингов довести до сведения гостей, что «не все так хорошо в Датском королевстве»?
— Ситуацию пытаемся держать под контролем. К напряженности в городе может привести политическое противостояние разнополюсных партий, религиозные распри между греко-католиками и православными, а также тяжелая социально-экономическая ситуация на некоторых львовских предприятиях. Не исключено, что именно в майские дни во Львов пожалуют недовольные червоноградские шахтеры или перекроют где-то движение лишенные зарплаты рабочие.
— А в плане оперативной обстановки?
— В первую очередь хочу сказать, что поддерживать порядок 14—15 мая только собственными силами львовская милиция не сможет. Очевидно, около двух тысяч милиционеров будет привлечено из районов области. Из Киева должно прибыть на помощь спецподразделение ГАИ «Кобра». К патрулированию привлечены военные части и Национальная гвардия. Образно говоря, за каждым кустом должен сидеть правоохранитель.
— Отвечают ли действительности слухи о переполохе в стане львовских «уголовных авторитетов»?
— Да. Большинство из них, почувствовав активную борьбу с организованными преступными группировками, от греха подальше: кинулись со всех ног. Бандиты или, как их еще величают, «авторитеты» считают, что лучше отсиживаться в Чехии, Германии и Испании. Между прочим, «туристические вояжи» каждого такого лица мы держим под бдительным контролем. Во время оперативного отрабатывания города изъято невероятное количество оружия. Гранаты, патроны, пистолеты, автоматы, взрывчатка, зенитные снаряды — иногда становится даже непонятно, зачем такой арсенал граждане держат дома. Самое интересное, что оружие незаконно хранится и на предприятиях — только в Шевченковском районе города Львова мы изъяли на заводах 50 нарезных карабинов, которые уже давно должны были сдать в милицию; правоохранители задержали несколько десятков преступников, находящихся в розыске. Ведется профилактическая работа с многочисленными бомжами, алкоголиками и наркоманами. Пытаемся не допустить, чтобы в дни саммита кто-то осуществил провокации.
— Богдан Михайлович, что вы вкладываете в понятие «провокация»?
— Попробую объяснить. Сегодня на львовских митингах иногда выступают с разнообразными призывами люди, которые уже долгое время стоят на учете в психоневрологическом диспансере. Мы будем добиваться, чтобы наиболее буйных ораторов медучреджения на время саммита госпитализировали для оздоровления. Ибо никто не может прогнозировать, что придет этим лицам в голову.
Подготовил