Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Спогад, що не поверне...»

Гибель Владимира Ивасюка — горестный повод национального переосмысления
2 апреля, 1999 - 00:00

В их роду переплелись две ветви с Западной и Восточной
Украины: отец, Михаил Григорьевич, уроженец Буковины из Кицманя, а мать
— Cофия Ивановна из села Таргаи Запорожской области. Они оба были педагогами.
М. Ивасюк до 1965 года преподавал французский язык в школе. Был очень эрудированным
человеком. Знал шесть иностранных языков. Преподавал в Черновицком университете.
Там же защитил диссертацию. Стал писателем. Автор исторического романа
«Балада про вершника на білому коні» и книги воспоминаний «Монолог перед
обличчям сина». Подготовил к изданию буковинские сказки и два сборника
фольклорных произведений. Свою творческую жизнь начал и закончил как поэт.
Михаил Григорьевич прожил нелегкую жизнь, прошел через ГУЛАГ.

Галина Михайловна рассказывает: «Отец в 1939 году, будучи
студентом второго курса романо-германской филологии вместо учебы в Гренобле
попадает в тюрьму. Всегда болезненно реагировал на национальное унижение
украинцев. Советской агитации не верил. Во время перехода границы его арестовали,
а затем на семь лет отправили в ссылку на Печору. От неминуемой смерти
спасает врач Шульдер, пристроив на курсы фельдшеров-санитаров. С нами,
детьми, папа был откровенным. Не «ретушировал» свою жизнь. Давал информацию
небольшими порциями, понимая, что можем проговориться. Не забывайте о том
времени: за анекдот ведь могли посадить. Знали мы и о голоде 33-го года.
На всю жизнь я запомнила слова мамы: «Не дай Боже тобі діждатися того дня,
коли немає кусня хліба дітям дати!»

Володя старше Галины на два года. Они были практически
не разлей вода. Вместе в радости и в горе. Когда появилась младшая сестричка
Оксана, то она стала любимицей семьи. Уже в девятилетнем возрасте Володя
брал ее часто с собой. Всегда ощущал себя старшим: защитой и опорой семьи.
Все дети закончили музыкальную школу, играли на многих инструментах.

Галина Михайловна вспоминает: «Из школы-интерната при консерватории
им. Лысенко родители забрали Володю 13-летним. Учился очень прилежно, играл
на альте, там же впервые пробовал сочинять музыку. Педагоги прочили блестящее
будущее. Но он часто болел, да и все члены семьи сильно скучали. Бабушка
даже поставила ультиматум: «З хати не вийду, поки дитина не залишиться
вдома!». Володя среднюю школу закончил хорошо, но медаль не получил. Особенно
ему удавались гуманитарные предметы. Как любой мальчишка, был мастак на
выдумки. Поэтому в табеле за поведение появилась отметка «удовлетворительно».
За «острый язык» его даже исключали из комсомола. Пришлось скрипачу (!)
устроиться на работу слесарем. Когда возник вопрос, куда идти учиться,
решил стать медиком. Хотя всегда мечтал стать музыкантом. Родители поддержали,
считая, что нужно иметь настоящую профессию. Он поступил на лечебный факультет.
Там организовал камерный оркестр, инструментальное трио и вокально-инструментальный
ансамбль».

Песня «Червона рута» — его первое композиторское сочинение,
написанное в 20-летнем возрасте. Она звучала по всему бывшему Советскому
Союзу. В 1974 году, после победы на фестивале в Сопоте Софии Ротару с песней
«Водограй», к нему пришло международное признание. Володя имел хороший
баритон. Мало кто знает, что первые телезаписи ансамбля «Смерічка» сделал
как солист именно он, а не Василий Зинкевич. Можно без преувеличения сказать:
Ивасюк стал знаменитым в одночасье. Хотя, кроме почитателей таланта у него
появилась масса врагов и завистников. Руководитель ансамбля Левко Дудкивский
припомнил, как их принимал худсовет накануне Нового года. Каждую ноту,
слово разбили на составляющие, а в довершение назвали «мильними бульбашками
на ялинці». После такого вердикта гастроли в Румынию оказались под угрозой.
Только вмешательство первого секретаря горкома спасли ситуацию. Вместо
оргвыводов им дали «зеленый свет».

«В мединституте никаких поблажек Володе не делали. Наоборот,
даже строже спрашивали, — вспоминает Галина Михайловна. — До поступления
в консерваторию он закончил интернатуру. Мы жили с родителями в двухкомнатной
квартире и очень часто репетиции проводили там. Меня очень обижают некомпетентные
заявления некоторых весьма уважаемых людей: «Ивасюк был самоучка!» Они
забывают о том, что с пяти лет он занимался скрипкой, закончил музыкальную
школу, два курса музучилища, плюс шесть лет Львовской консерватории. За
10 творческих лет он написал 107 песен и 53 инструментальных произведения!
Его сюиту «Суха верба» сравнивали с сочинениями Альфреда Шнитке. На Всесоюзном
конкурсе молодых композиторов он получил II премию за «Баладу про Віктора
Хару». Огромным успехом пользовалась музыка, написанная к спектаклю «Прапороносці»
в Киевском театре им. И. Франко. После премьеры пьесы «Мезазойська історія»
стала популярной песня «Запроси мене у сни». Владимир сам занимался аранжировками,
тексты многих песен тоже написаны им. Учиться в консерваторию пришел уже
популярным композитором. Но многие преподаватели, видимо, ревнуя его к
успеху, как могли старались побольнее задеть. Ведь Ивасюк не был членом
Союза композиторов. Его инструментальную музыку называли авангардом. По
тем временам — нелицеприятный ярлык. И это самоучка? У него каждое образование
законченное!

Помню, как Володя получил свой первый гонорар — 229 рублей.
Половину суммы он отдал мне на поездку к подруге в Питер на каникулы. А
другую часть потратил на подарки всем членам семьи. До моего замужества
мы жили вместе в одной квартире. Я всегда знала, где он находится. Так
же воспитываю и своих детей: дочь и сына. У них разница, почти как у нас
с Володей, один год и два месяца.

Володя работал фантастически, каторжно, словно боялся не
успеть! Вдохновение могло прийти в любую минуту, и тогда забывал обо всем
на свете. Всегда мне показывал свои сочинения, прислушивался к критическим
замечаниям. Я могла дать профессиональный совет, ведь закончила музыкальную
школу по классу виолончели, а в музучилище освоила игру на фортепиано.
В поэзии советовался с отцом. Они оба обожали произведения Гарсиа Лорки.

Лично для меня очень близки Володины песни: «Далина» на
слова Дмитра Павличка, чем-то напоминающая гуцульские плачи, «Клиновий
вогонь» и «Літо пізніх жоржин». С поэтом Ростиславом Братунем они написали
массу замечательных композиций. Последней стала «Вернись із спогадів».
В ней просто страшное предчувствие беды. Они много спорили о ритме и темпе,
ведь Володя написал танго:

«Не стань печаллю у моїм

житті,

Не сійся смутком на моїм

путі...»

В. Ивасюк был разносторонне одаренным человеком. Как фольклорист
записал и выпустил сборник украинских народных песен «З над Черемоша й
Прута». Рисовал картины, с пяти лет увлекался фотографией. Этот, мало известный
Ивасюк широко представлен в экспозициях Черновицкого мемориального музея,
носящего его имя. В этом году исполняется 20 лет со дня смерти Владимира
Михайловича. Погиб в расцвете сил. До сих пор о его гибели ходят самые
разные слухи. 10 лет имя Владимира Ивасюка замалчивалось. На Львовское
телевидение пришел циркуляр стереть фильм «Червона рута». Сотрудники студии
успели вынести пленку и передать ее членам семьи Ивасюков, а начальству
отрапортовать о выполнении приказа.

Сегодня многие рядятся под близких друзей, а настоящие
испили чашу горечи до дна. Их единицы. Так, после речи на траурном митинге
Р. Братунь остался безработным. Его сместили с должности председателя Львовского
Союза писателей. На похоронах Владимира Михайловича собралось около 10
тысяч человек. Священнослужители, представляющие все конфессии, провели
погребальный молебен. Трагическая гибель Владимира Ивасюка потрясла миллионы.
Скорбела вся Украина! Пришли тысячи телеграмм соболезнований.

«Чуть ли не сразу после похорон начались инсинуации. Отца
долго не допускали к телу брата, — с дрожью в голосе говорит госпожа Галина.
— Только после телеграммы к Генпрокурору Николаю Руденко, письма к Генсекретарю
ЦК КПСС Леониду Брежневу Михаилу Григорьевичу позволили увидеть сына. В
начале девятого утра позвонили и сказали: «Здається, ми знайшли вашого
сина». И это после 24 дней безызвестности! Мама трижды обращалась к властям
с просьбой объявить по телевидению об исчезновении Володи. Ей отказывали,
ссылаясь на ненужный шум. Какой шум? Вы собачек ищете, а тут известный
человек пропал! Ей в ту пору было 57 лет. Очень энергичная, красивая. Смерть
Володи ее подкосила... Могилу брата трижды поджигали. В сырые, дождливые
дни она горела, словно факел! Даже после смерти его не хотят оставить в
покое!».

Сохранились дневники Михаила Григорьевича: «Сьогодні сповнилося
рівно чотири місяці, як ми поховали нашого любого Володька. П’ять місяців
сліз (з 24 квітня), не виспаних ночей, болючих думок. Не було жодної хвилини
без думки, згадки, мрії про ньго. Вже п’ять місяців стримую свій крик,
свій розпач, щоб не діяти на домашніх. Мати ледве ходить, ночами не спить,
ходить по кімнаті, як примара. Намагаюся з нею говорити про стронні речі,
які б не викликали ні спогадів, ні асоціацій, пов’язанних з нашим єдиним
Сином. Доля наша страшна, зла, жорстока... Важко мені буде, але якщо я
не вмер від розриву серця 19, 20, 21 і 22 травня, то, може, й тепер не
вмру. Зрештою, життя втратило свою доцільність, своє значення... Живу сподіванням,
що я зможу бути потрібним свому Синові. Мушу написати книгу про нього».

Михаил Григорьевич написал «Монолог перед обличчям сина»,
посвятил ему целый цикл стихотворений. Галина Ивасюк возмущена той возней
и спекуляциями, которые делаются на имени брата: «Еще при жизни отца к
нам в дом приходил львовский журналист Иван Лепша. Ему показывали архивы,
всячески помогая в работе над книгой «Життя і смерть Володимира Івасюка».
Теперь ее предлагают по сходной цене всем желающим на кладбище, что само
по себе не по-христиански. Ведь по нашим традициям, даже цветы продают
за воротами. Я уже не говорю о неточностях, смазанных акцентах. Но особенно
потрясла листовка-приложение к книге с обращением писать автору об Ивасюке.
С семьей уже никто не советуется! Хотя Оксана — доцент кафедры украинской
филологии Черновицкого университета, много помогающая местному мемориальному
музею им. В. Ивасюка. Сохранены все вещи, записные книжки, ноты (около
10 тысяч экспонатов). Даже мебель, сделанную по Володиным чертежам, перевезли
из Львова. Мой муж подготовил фотоальбом, куда вошли его снимки, работы
брата, рисунки, практически готовы воспоминания его друзей и коллег: Братуня,
Кинесевича, Рыбчинского, Зинкевича, Дудкивского, Злотника, — всего 35 человек.
Но пока не можем издать из-за финансовых проблем. Лучшей памятью о нем
станет издание сборников его песен и инструментальных произведений. Мне
приятно, что Николай Мозговой раз в два года проводит конкурсы им. В. Ивасюка.
Звучит его музыка. Гран-при получили очень достойные исполнители: Тая Повалий,
Александр Пономарев, Марина Одольская. Именно они нынче диктуют моду в
украинской эстраде. Фестиваль «Червона рута» несколько видоизменился по
сравнению с тем, чем он был вначале. Сейчас там другие ритмы. Они не всегда
мне понятны. Я против засилья чужих мелодий, но за любой украиноязычный
конкурс, открывающий новые имена. Мы же великая нация с вековыми музыкальными
традициями!»

Очень хочется, чтобы мы помнили действительно замечательного
композитора не только в юбилеи, а ежедневно. Его музыка уже вошла в золотой
фонд украинской современной эстрады. Нынче нам предстоит радость открытия
неординарного дарования Владимира Михайловича Ивасюка как автора симфонических
произведений.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ