«Мы исходим из того, что у государств СНГ должна быть совместная оборонная доктрина, в первую очередь с Россией — в регионе Черного моря, а также единое экономическое пространство и законодательство», — заявил Александр Ткаченко перед тем, как делегация Верховной Рады отправится в Санкт-Петербург на первое с ее участием заседание МПА.
Напомним, что 3 марта Верховная Рада проголосовала за присоединение Украины к Алма-атинскому соглашению 1992 года о Межпарламентской ассамблее СНГ. Проголосовала после того, как коммунисты заблокировали работу парламента до тех пор, пока не будет принято решение о вступлении в МПА и после того, как накануне голосования это решение поддержали Президент и премьер.
«Почему вокруг вступления в МПА нагнетается такой ажиотаж»? — удивлялись левые. Лидер СПУ Александр Мороз заявил, что не видит в этом решении «угрозы для суверенитета Украины». «Это только политический вопрос», — поддерживал их вице-спикер Виктор Медведчук. Действительно, если говорить о формальной стороне дела, само по себе вступление в МПА не влечет за собой серьезных последствий, весь вопрос в том, кто и для каких целей будет использовать этот инструмент. Вчера, после заявления спикера это стало совершенно очевидно.
Вернемся к заявлению Ткаченко. Что означает «совместная оборонная доктрина СНГ»? Прежде всего — наличие общей угрозы. Какие общие враги у Украины и СНГ? НАТО? Чечня? Что уже говорить о том, что в «едином законодательном поле» и «едином экономическом пространстве» СНГ вообще отпадает надобность в украинском парламенте.
Теперь можно смело говорить о том, что Ткаченко, мягко говоря, проигнорировал разрекламированную «многовекторность» политики Леонида Кучмы и, безусловно, набрал очередные баллы у своей аудитории. Начиная с известной речи на торжественном заседании во Дворце «Украина» по случаю 7-й годовщины независимости, спикер постепенно прибирает к рукам «восточный вектор», который под его эгидой набирает все больше сил, особенно на фоне чахленьких остальных «векторов». В целом, становится очевидно, что «тонкая» предвыборная игра Леонида Кучмы в единственную альтернативу левому реваншу выглядит все более рискованной. Так можно проиграть не только выборы, но и страну.
P.S. Выступая вчера с посланием Федеральному собранию, президент России Борис Ельцин заявил, что не допустит втягивания России в военный конфликт, — сообщает Интерфакс-Москва.
Таким образом Россия еще раз подтвердила, что у нее есть собственная позиция по всем важнейшим международным вопросам. И позиция эта обусловлена прежде всего интересами самой России. Характерно, что мирная миссия Евгения Примакова получила поддержку практически всех фракций Госдумы, включая коммунистов. Кроме того, в то время как Россия выступила с резкой критикой ударов НАТО по Югославии, Азербайджан фактически поддержал страны Альянса. На этом фоне «ура-объединительная» истерика наших левых по поводу русских, сербских или каких-либо СНГовских братьев выглядит просто нелепо.
СПРАВКА «Дня»:
На заседании МПА СНГ, которое пройдет 2-3 апреля, состоится презентация украинской делегации. В состав нашей делегации, по словам А.Ткаченко, войдут представители всех фракций, кроме НРУ и НДП.
Межпарламентская ассамблея СНГ (МПА СНГ) образована согласно договору, подписанному в Алматы 27 марта 1992 г.
МПА проводит парламентские консультации, обсуждает вопрос сотрудничества национальных парламентов и имеет статус наблюдателя в Межпарламентском Союзе. Украина также участвовала в работе МПА в качестве наблюдателя, направляя делегации, в состав которых входили депутаты преимущественно из левых фракций Верховной Рады. Письменные отчеты о работе украинских делегаций отсутствуют.
Конвенция о МПА предусматривает, что она сможет принимать типовые законодательные акты и рекомендации государствам-участникам СНГ и заключать международные договоры от имени государств-участников конвенции, то есть МПА фактически предоставляется статус субъекта международного права.
Вступление Украины в МПА СНГ, как предусматривается, будет требовать от нее 25–30-процентного покрытия общего бюджета МПА. Самым крупным плательщиком взносов была и остается Россия. Кроме нее, долгов перед ассамблеей нет у Казахстана и Молдовы.
В случае реализации предложений Госдумы России, из 286 мест в МПА 148 получит Россия, 52 — Украина, 22 — Узбекистан, 17 — Казахстан, 10 — Беларусь, по 8 — Азербайджан, Грузия, Таджикистан, по 4 — Армения, Молдова, Туркменистан (который до сих пор не является членом МПА).
Влияние МПА на ситуацию в СНГ считается ограниченным. На сегодня у МПА нет действенного механизма контроля выполнения собственных решений.