У одного папа — прокурор, у другого — директор крупной коммерческой фирмы...
Еще через полгода Санек стал, как бы между прочим, наводить справки: что нужно делать, чтобы поступить в военное училище. Парень где-то услышал, что в военный вуз можно поступить бесплатно. 13-летний ребенок уже прекрасно понимает, что сегодня без денег — никуда! Также понимает он и то, что мама с папой, пытающиеся, как их в свое время воспитали, жить честно — просто не вытянут поступление в вуз, будь ребенок даже и «сто пядей во лбу».
Тут уж волей-неволей приходится и родителям, в свою очередь, призадуматься: пролетят незаметно и оставшиеся три года. И что дальше?
Когда-то наши неокрепшие детские души все-таки так жестоко не ломали.
«Учись, сынок, и будешь человеком!» На это делались все ставки. И это имело под собой реальную почву. Социальные различия, конечно, существовали во все времена: кто-то носил «забойные» фирменные шмотки и имел японскую аудиоаппаратуру, а кто-то довольствовался отечественным ширпотребом, как говорится — дешево и сердито. Кто-то на переменках ел бутерброды с икрой, а у кого-то не всегда хватало даже и на булочку с компотом в школьном буфете. Однако высшее образование было намного доступней, чем теперь... Нынче же шмотки и импортная аппаратура — это только лишь цветочки. Дети «крутых» за стенами элитных лицеев, колледжей и гимназий обсуждают, кого на какой «тачке» подвезли сегодня к школе... Они существуют как бы в другом мире — отличном от реалий сегодняшнего дня. Для них созданы особые школы и лицеи, с мебелью, с коврами, с бассейнами и фитокабинетами. Их обучают по особым, зачастую даже по международным программам. Их окружает благополучие, комфорт, внимание. То же самое и дома. Какая, собственно, им разница — что там делается за окном. Их будущее определено, все расписано и разложено по полочкам... Это — у самых-самых! Родители рангом пониже, но все же не из бедных — тоже стараются пристроить своих чад в платные лицеи и школы, которые обеспечивают гарантированное поступление в тот или иной вуз. Ну а остальным — способным, но не имеющим возможности платить деньги за обучение — остается надеяться лишь на случай.
Так что сегодня старая добрая истина: «Сынок, учись хорошо — и добьешься всего, чего захочешь!» — воспринимается с иронией даже детьми.
Урок украинского языка и литературы в 10-м классе Киевской средней школы №64. Ребята обсуждают повести М.Коцюбинского «Fata morgana», «Тіні забутих предків». Извечные жизненные вопросы и противопоставления: бедность и богатство, счастье и горе, любовь и ненависть.
Учительница незаметно переводит разговор на день сегодняшний. В центре внимания те же самые «извечные» вопросы, в частности, о взаимоотношениях людей с различным материальным достатком. И вот какая палитра детских мнений получилась в итоге.
— В наше время деньги решают все! Из-за них даже очень близкие люди становятся врагами!..
Из уст хрупкой 15-летней девочки это прозвучало как крик души. Ну а дальше пошло-поехало: ребята стали высказываться, перебивая друг друга.
— Если человек культурный, всесторонне развитый, если у него нет комплексов — с ним будут общаться независимо от того — богатый он или бедный.
— И все-таки, если не имеешь возможности прилично одеваться, возникает чувство ущербности.
— Прежде всего человек должен иметь свое «я». Встречают по одежке, а провожают-то по уму!
— Это не друг мой богатый, это его родители богатые! Поэтому с ребятами из богатых семей я общаюсь на равных.
— А вот мне пришлось расстаться со своим другом как раз из-за этого. После того как его папа хорошо «раскрутился» в бизнесе, все разговоры стали сводиться только к одному: деньгам и шмоткам. В результате — мы перестали дружить.
— Дело в том, что есть люди зажиточные, но интеллигентные, они все понимают и в таком же духе воспитывают своих детей. А есть так называемые «крутые», которые считают себя выше других только потому, что у них водятся деньги.
— Если человек зарабатывает деньги своим трудом, он всегда остается человеком. А если деньги достаются нечестным путем, то их владельцы и ведут себя соответственно.
— Богатые родители считают, что обычные школы для их детей не подходят. Поэтому и появились все эти лицеи и гимназии.
— Родительскую любовь и внимание нельзя купить ни за какие деньги!..
— А все-таки ребенок из бедной семьи начинает чувствовать себя ущербным, обделенным. Он даже не может посещать спортивную секцию, в то время как его ровесники на каникулах отдыхают за границей. В результате возникает чувство неполноценности, зависть.
— У обычных детей мало шансов получить образование. Получается так, что нормальный ребенок хорошо учится — и все равно не может никуда поступить, а «богатенький» всю дорогу валяет дурака и поступает в институт — за деньги!..
— Со временем все должно измениться к лучшему. Человека будут оценивать не по объему кошелька, а по его личным качествам и профессионализму!..
Наши дети все понимают. Они выбирают правильные жизненные ориентиры, отдавая предпочтение не «золотым горам», а истинным человеческим ценностям, при этом не забывая, что «без денег тоже нельзя». Дети верят, что очень скоро все изменится к лучшему... Эх! Как же хочется поверить в это и нам — взрослым!