Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В следующий раз она будет играть в украинской тюрьме

16 марта, 1999 - 00:00

Пьерет Дюпуае — актриса и режиссер, а кроме того, автор пьес для своих постановок. Она обладательница высшей театральной награды Франции, имеет многочисленные театральные призы. Ею опубликовано 13 книг, в их числе и те, где Пьерет описывает свои выступления в тюрьмах в разных странах мира. В многочисленных спектаклях по произведениям известных авторов (Рицос, Андреев, Данте, Селин, Мопассан, Берберова, Жорж Санд) она удивительным образом незримой нитью соединяет персонажа и автора, размышляя об их судьбах, проводя аналогии с современностью.

— Мадам Дюпуае, вы постоянно создаете моноспектакли по произведениям классической литературы, а есть ли у вас спектакли на темы современности?

— Я обычно делаю два новых спектакля в год. Один — по произведениям известного автора, второй, как правило, на социальную тему, на тему, которая в настоящий момент актуальна в обществе. Иногда это проблемы вечные: смерть, старость, воспитание детей, иногда — размышления по поводу смертной казни, расизма и тому подобных вещей.

Иногда оказывается, что те беды, которые мы считаем характерными лишь для нецивилизованных стран, в замаскированной, скрытой форме существуют рядом с нами. Например, я создала один спектакль на тему недопустимого отношения к детям, о тех издевательствах и ужасающих условиях, в которых живут дети в некоторых странах мира. Он начинался с глобальной постановки проблемы, но к концу круг сужался, и зритель неожиданно для себя осознавал, что насилие над детьми существует рядом, в Европе, в нашей Франции, на соседней улице... Человек должен быть внимателен к тому, что происходит вокруг него, рядом с ним, в его собственной душе. Для меня очень важно дать зрителю импульс, заставить его задуматься.

— Вы не устаете ездить так много?

— Нет, не устаю, потому что это огромное счастье — иметь любимую профессию. Это удел избранных. В 12 лет я начала посещать театральные курсы, а в 15 уже играла на сцене. И в 15 я встретила моего будущего мужа, а когда мне исполнилось 18 — мы поженились. Мне говорили: «Ты выйдешь замуж и бросишь театр». Я бросила мужа. Мне говорили: «У тебя будут дети — ты бросишь театр». Я родила в 19 лет. На 9-м месяце я с огромным животом играла на сцене, а в гримерной сидела акушерка на случай, если у меня начнутся роды. Я еще успела в последний месяц беременности съездить на гастроли в Лондон, а через четыре дня после родов уже снова была на сцене. Я везде возила с собой свою маленькую дочь, а сегодня она известная художница. Если вы жертвуете профессией ради своих близких, вы рано или поздно начнете упрекать их в этом. Хорошо, когда все складывается гармонично — и семья, и дети, и работа. Но каждый человек — мужчина ли, женщина — должен держать свою судьбу в своих руках.

— Вы снимаетесь в кино?

— Очень мало, потому что театр занимает все мое время. Но я снималась только у известных режиссеров, таких как Клод Шаброль, Клод Лелюш, Федерико Феллини. Мы очень подружились с Федерико и Джульеттой, и он дал мне права на создание моноспектакля по его фильму «Дорога». Это единственный раз в жизни он дал кому-то право на использование материала своей картины.

— Музыка в ваших спектаклях настолько удачно подобрана, что она становится воплощением незримо присутствующих персонажей...

— Вы знаете, я боюсь что-то кому-то передоверить. Я занимаюсь всем: режиссура, декорации, костюмы. Музыку подбираю сама, а оригинальную музыку композитор пишет, прослушав текст и под моим руководством. Я объясняю ему, чего хочу. Музыку к спектаклю «Бал у Бальзака» написал слепой очень талантливый композитор.

Затем все шумы, звуки, паузы и, конечно, музыка записываются на пленку, продолжительность этой записи равна продолжительности спектакля. Так я уверена, что в нужный момент кто-то не забудет нажать на кнопку, и стук в дверь, к примеру, раздается именно тогда, когда положено. Но это ставит меня в очень жесткие рамки — я должна следовать пленке. И я знаю, что вот на эту реплику у меня есть ровно 10 секунд, а на эти несколько шагов — две. У меня нет права на ошибку, заминку, иначе действие не совпадает со звуковым рядом. Поэтому я держу себя в форме: не курю, не пью, занимаюсь спортом, обливаюсь холодной водой... Кроме того, я играю параллельно несколько спектаклей, что тоже сложно. После Украины я еду в Арабские Эмираты со спектаклем по Жорж Санд.

— Вы не планируете выступить в украинской тюрьме?

— Планирую. Но на это нужно специальное разрешение, такая процедура требует времени. В первый свой приезд в страну я выступаю в театрах и знакомлюсь со страной, а она со мной. В следующий приезд я уже пытаюсь сыграть в тюрьмах. Этим людям тоже нужна надежда, они не все убежденные преступники...

«Я научилась никогда не бояться того, что отличается от меня и привычного мне, — цитирует Пьерет Дюпуае газета «Уин-энд Скотт», — без любви ничего нельзя построить, а без других людей человек не существует. Театр это почувствовал. Поэтому я испытываю глубокую нежность и восхищение своей профессией. Она помогает мне изо дня в день служить людям наиболее искренним образом».

Алла ФЕОФАНОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ