Это стало следствием ожесточенных столкновений, происходящих сейчас во многих районах многострадальной провинции, в частности, и вблизи македонской границы. Сербская полиция и армия используют танки и артиллерию, атакуя албанские села, контролируемые сепаратистской Армией освобождения Косово. О серьезности ситуации свидетельствует уже тот факт, что впервые за все время конфликта косовские албанцы начали бежать в Македонию — ведь эта страна имеет проблемы с собственной многочисленной албанской общиной и ее отношение к косовским албанцам и их требованиям отнюдь нельзя назвать сочувственным.
События последних дней неопровержимо доказали, что мирная конференция в Рамбуйе, итоги которой представители Контактной группы по Югославии охарактеризовали как «частичный успех», на самом деле завершилась полным провалом. Это — полбеды, что ни делегация косовских албанцев, ни представители официального Белграда не поставили свои подписи под итоговым документом. Намного хуже то, что, как оказалось, переговоры не смогли прекратить насилие.
Американская дипломатия предпринимает ныне отчаянные усилия с тем, чтобы стороны подписали-таки соглашение. Для этого нужно, чтобы албанцы согласились с автономным статусом Косово в составе Сербии и отказались от надежд на независимость, а Белград позволил ввести в провинцию вооруженных миротворцев под знаменем НАТО, присматривавших бы за выполнением соглашения. Американский посредник Кристофер Хилл утверждает, что албанцы уже «на грани» подписания договора, вместо этого сербы и далее категорически отказываются допустить на свою территорию любых «интервентов». Последние бои дают основание многим обозревателям утверждать, что опасения албанцев обоснованы — Белград, провозгласивший, что сам будет гарантом автономии Косово, на самом деле собирается все же решать проблему силовым путем.
На «подмогу» Хиллу в Югославию отправляется авторитетный в Америке сенатор Боб Доул, бывший соперник Билла Клинтона на президентских выборах. По просьбе госсекретаря Мадлен Олбрайт он попробует склонить Белград к уступкам.
«Косовский» корпус НАТО в составе 28 тысяч воинов, в том числе — 4 тысячи американцев, уже сформирован и готов к действиям. В Брюсселе раздаются угрозы, что его введут в Косово независимо от того, согласится ли на это Белград. Однако, если такого согласия не будет, «миротворцам» придется фактически воевать с Югославией. А решение об участии американских воинов в боевых действиях в далекой балканской стране Конгресс США скорее всего не одобрит. Вся надежда — на следующий раунд переговоров в Рамбуйе, которые должны начаться 15 марта.