Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рынок труда запутался в иллюзиях

Точно нам обещана лишь безработица
18 февраля, 1999 - 00:00

Не нужно доказывать, что переживаемое нами время уже принесло и еще принесет немало потрясений и смятений в ряды трудящихся. К сожалению, эти процессы у нас пока не исследуются и не прогнозируются, поэтому все изменения происходят в основном стихийно. Мы уже пережили массовый выход квалифицированных работников на рынки. В прошлом году начался процесс увольнений бюджетных служащих, насчитывающих, если верить официальной статистике, больше 14 млн человек (половина всех трудоспособных). Что ожидает население в будущем? Точно нам обещана лишь безработица.

Однако сказать, что государство никак не влияет на трудовые процессы, было бы неверно. Фонтан законопроектов, регулирующих оплату труда, — верное тому доказательство. Но прежде, чем познакомиться с некоторыми законодательными инициативами, обратимся к свежей «зарплатной» статистике. За 12 месяцев прошлого года индекс реальной заработной платы составил 87% к уровню 1997 года. Номинально зарплата выросла на 5,6%, а в долларовом эквиваленте сократилась на 58%. На конец года средняя зарплата составила 176 грн. Больше всего начисляли денег в газовой промышленности, на атомных электростанциях, в нефтедобыче и нефтепереработке — от 411 до 449 грн. Правда, в этих же отраслях наметился и рост невыплаченной зарплаты: у газовиков рост задолженности в 7,9 раз, в нефтедобыче — в 3,7 раза. В целом по стране долг по заработной плате на 10 декабря составил 6,7 млрд. грн, из них 21% — задолженность за прошлый год и 10% — только за ноябрь. Прирост задолженности в прошлом году составил почти 30%.

Понятно, что такие огромные размеры задолженности по оплате труда не могут оставить равнодушными никого, тем более защитников трудящихся, работающих в правительстве и Верховной Раде и вовремя получающих зарплату. Действительно, предложенный законопроект о внесении изменений в закон «Об оплате труда» формально направлен против роста задолженности. Им, в частности, предусмотрено увязать размер компенсаций за несвоевременную оплату труда с размером учетной ставки Нацбанка (сейчас компенсация рассчитывается в соответствии с индексом роста потребительских цен).

Но давайте сначала разберемся, почему предприятия не платят денег своим работникам, а уже потом выясним, подтолкнет ли их к сокращению долгов новый порядок расчета компенсаций. Аналитики Координационно-экспертного центра объединений предпринимателей Украины отмечают следующие причины сложившейся практики оплаты труда. Во-первых, это неэффективное управление предприятием, поскольку эффективность по определению не совместима с невыплатой зарплаты.

Во-вторых, высокое налогообложение зарплаты и возможность избегать его, используя схемы теневых расчетов. Вот одна из них. Сумма, предназначенная для оплаты труда, перечисляется на счет фиктивной фирмы с формулировкой: «За выполненные работы согласно договору с НДС 20%». Фирма-получатель обналичивает эти средства, оставляя у себя 10%. Фирма-плательщик вычитает НДС, тем самым уменьшая свои налоговые обязательства по НДС, и одновременно сокращает свою прибыль или до нуля, или до убытков (и не платит налог на прибыль). При этом стоимость ухода от налогов в 10% значительно меньше официального налогообложения. Использование такой схемы работнику также выгодно, поскольку он, получая «черный нал», не платит подоходный налог.

Третья причина — в несбалансированной протекционистской политике в отношении убыточных предприятий и отраслей. Сохранение рабочих мест любой ценой приводит к тому, что зарплата перестает играть роль вознаграждения за труд. Она становится инструментом давления на органы исполнительной власти с тем, чтобы сохранить и поддержать убыточные предприятия (зачастую прикрывающие прибыльный теневой бизнес).

Казалось бы, если директора игнорируют право работников получать зарплату, то те стройными колоннами должны обращаться в суд с исками о признании банкротов банкротами. Но работники этого тоже не делают. Почему? Видимо, для большинства из них зарплата перестала быть основным источником дохода. Для тех же, кто продолжает «багатiти думкою», наш самый гуманный суд в мире — тоже не панацея. Во-первых, решения суда могут приниматься, но не выполняться из-за несовершенства процедур реорганизации предприятий. Если по-простому, то до зарплат обычно дело даже не доходит: деньги заканчиваются гораздо раньше. А во-вторых, признания предприятия банкротом боятся и потенциальные истцы: они по старинке считают, что банкротство — это ликвидация их рабочих мест. Хотя, на самом деле, речь идет лишь о замене собственника-работодателя.

Итак, в этой ситуации нет смысла обсуждать механизмы компенсации невыплаченных зарплат. В условиях спада производства и продолжающегося падения производительности труда у большинства предприятий нет экономических предпосылок для погашения долгов за счет дополнительных средств. Тем более, что теневая экономика обеспечит их более эффективное использование.

Как считают аналитики Координационно-экспертного центра объединений предпринимателей Украины, единственными причинами появления предложений по совершенствованию механизма компенсаций являются два обстоятельства. С одной стороны, уже продекларированы обязательства погасить задолженность по зарплате к середине 1999 г., и все ждут эмиссии для этих целей, законопроект, в свою очередь, прокладывает для нее русло. С другой стороны, появление законопроекта идеологически демонстрирует для наемных работников напрасную надежду на повышение компенсации за невыплаченную зарплату. Правда, не исключено, что инициаторы законопроекта преследовали еще пару целей. Во-первых, они хотят снять социальное напряжение в среде рабочих и внести раскол в рабочее движение. Иными словами, появление законопроекта, вероятно, снимет накал борьбы и выступит своеобразной «пятой колонной» в рабочем движении. Во-вторых, разработчики поправок стремятся продемонстрировать в своем лице «последовательных и непримиримых» борцов за интересы рабочего класса. Что, с точки зрения имиджевой стратегии, есть абсолютно бездарное решение. Потому что такому имиджу никто не верит.

Ирина КЛИМЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ