Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Михаил СТЕПАНЕНКО: «Малограмотность парламента заметна невооруженным глазом»

12 января, 1999 - 00:00

— У нас так сложилось, — утверждает Михаил Борисович, —
что для многих людей жизнедеятельность и производство — это одно, а культура
— это когда парень Вася играет на баяне. И такое понимание культуры, как
явления совершенно обособленного от основ жизни, присуще, по моему мнению,
90 процентам наших граждан.

Но если мы называем какого-то человека «культурным», то
автоматически предполагаем, что этот человек, скажем, не может солгать
или дать пустое обещание, вообще сделать что-то такое, что он не хотел
бы, чтобы сделали по отношению к нему. Следовательно, и государство, претендующее
называться культурным, не должно вести себя аморально по отношению к своему
народу. Причем на всех уровнях — от идеологии до действий конкретного чиновника.
То есть человек, занимающий ответственную должность и готовящий государственные
постановления, приносящие обществу распри, неурядицы, делающий это сознательно,
он уже не имеет отношения к культуре. Основа культуры — это вера, доверие.
Если гражданин Украины не доверяет своему государству, боится, например,
вкладывать деньги в банки, боится, что государство его обязательно обманет,
то это значит, что государство не имеет культуры или все время под этим
словом понимает что-то совершенно иное.

— В последнее время часто приходится слышать, что в Украине
просто отсутствует государственная культурная политика.

— Это — не отсутствие политики. Это — непонимание необходимости
такой политики. Нам все время говорят: «Главное — экономика. Вот когда
мы заработаем столько и столько, тогда и дадим... на культуру 1 процент».
(А «Основами законодательства о культуре», кстати, запланировано 8 процентов).
А если нет понимания, то пускай хоть сто раз принимается программа культурной
политики — ее все равно не выполнят. Кажется, аксиоматично, что лицо народа
в первую очередь определяется культурой. Когда француз говорит, что он
француз, то это значит, что за ним стоят и Бизе, и Мольер, и Бальзак, и
король Генрих IV, за ним, в конце концов, стоит Нотр-Дам. То есть именно
слово «француз» содержит что-то такое огромное, дающее индивиду уверенность,
что он чрезвычайно богатый человек, даже если у него нет в кармане ни одного
франка.

И то, например, что у нас некультурный и малограмотный
парламент, заметно невооруженным глазом. Заседания парламента транслируются,
и мы можем смеяться сколько угодно над тем, как тот или другой депутат
плохо говорит и неумело расставляет слова. Но ведь в других госструктурах
работники такие же, как и в парламенте, ибо у нас кадры подбираются не
по таланту, а по принципу кумовства — «свой или не свой?» Украину в данный
момент могут спасти только профессионалы. Чиновник Министерства культуры
должен понимать художника и его проблемы, хотя сейчас обычно это не так.
И поэтому культурный деятель, знающий себе цену, имеющий опыт общения с
таким бюрократом, а к тому же несколькомесячную невыплату зарплаты, в конце
концов, находит людей, понимающих его значение и умеющих найти с ним общий
язык (язык культурных людей), да и едет туда, где они живут — за границу.
И здесь дело даже не только в деньгах... Видите ли, у нас в течение веков
сложилось отношение к искусству как к развлечению. Именно поэтому наше
государство вкладывает огромные средства в развлекательную музыку. В странах
Европы к музыке отношение совершенно иное. Там серьезные банки и корпорации
финансируют серьезную музыку. В отличие от наших несерьезных банков, куда
люди боятся вкладывать деньги. Невозможно представить себе, чтобы глава
бундестага или глава французского парламента не знал классической музыки.
Без этого он не попал бы в политику. У нас — наоборот. Если ты «слишком
умный», то ты — не «свой парень», чужак.

В Германии, например, ежегодно проходит фестиваль, посвященный
самым выдающимся композиторам мира. Шостаковичу, Мессиану, нашему соотечественнику
Стравинскому. Список спонсоров — несколько десятков крупнейших концернов.
Если вспомнить историю, то не было бы, по-видимому, такого высокого престижа
у католической церкви, если бы на Ватикан не работали гениальнейшие творцы.
И если именно в соборе Св. Петра в Риме похоронен такой гигант барокко
как Палестрина, то это уважение к музыканту и является признанием музыки
как проявления наивысшей духовности. Да и в наше время наиболее часто исполняемым
композитором в мире является все-таки не Майкл Джексон и даже не Пол Маккартни,
а Йоган Себастьян Бах. Там, где музыка связана с основами философии, с
основами жизни, с основами веры, она — вечна.

— А какими, на ваш взгляд, могут быть последствия непродуманной
государственной политики?

— Если на высшем государственном уровне не будет осознана
необходимость выработки последовательной национальной культурной политики,
то нас ожидает эпоха варварства. Поэтому, принимая различные законотворческие
решения относительно культуры, строители государства должны помнить, что
культура — это, в частности, и защита своего народа от ментальной оккупации
других стран, агрессивно пропагандирующих свой образ жизни и свои ценности.

Беседу вел Игорь ЛАПИНСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ