Главным же тестом на прочность страны является переход к евровалюте — среди 11 стран, планирующих это сделать, «командовать парадом приказано» Германии. Еще одним знаменательным событием следующего года у немцев станет переезд столицы из Бонна в Берлин.
Если последнее не влияет непосредственно на отношения Украины и Германии, то остальное имеет для нас если не судьбоносное, то по крайней мере важное значение. Ведь не так давно созданное правительство не скрывает своей заинтересованности в стабильности Восточной Европы, а в коалиционном договоре особыми партнерами названы только семь стран, среди которых — Украина и Россия. Министр иностранных дел Германии Йошка Фишер еще в качестве «простого» депутата бундестага посещал Киев, т.е. какое-то представление о нашей стране он имеет. В разговоре с немецким послом в Украине Эбергардом Хайкеном Фишер подчеркивал, сколь важна Украина для Германии. Но хотя новое правительство, конечно, радует, что с Украиной развиваются экономические отношения (из стран СНГ мы на втором после России месте по величине товарооборота, у нас действует около 700 совместных с Германией предприятий), Бонн хочет несколько изменить правила игры и с нами, и с другими постсоветскими странами. Деньги «в никуда» немцы давать не будут. «Мы выделили много средств и для России, и для Украины, но деньги используются разумно только тогда, когда идут реформы, когда в стране что-то делается для их внедрения. Украина должна выполнять свои домашние задания», — сказал один высокопоставленный немецкий дипломат.
Поэтому если для Германии 1999-й станет годом испытаний, то для Украины — чуть ли не последним годом, когда нашему «да реформам» еще смогут поверить. Оставив же обещания обещаниями, мы потеряем последнее доверие, в частности со стороны Германии — мощной страны, которая первые полгода будет задавать тон в Евросоюзе.