Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Индустрия хлеба и зрелищ в эпоху кризиса

25 декабря, 1998 - 00:00

ИЗ РОССИИ С ПЕЧАЛЬЮ...

Москва к визитам кокеров и джексонов привыкла быстро и
непринужденно. Уже несколько лет тому назад прилеты знаменитостей рангом
от 100 тысяч долларов и выше стали там нормальным явлением. Пенный поток
легких спонсорских денег стимулировал здесь бурный рост продюсерских агентств,
специализирующихся на привозе крупнобюджетных знаменитостей, способных
удивить местных толстосумов и заставить проголосовать за себя хрустящей
купюрой. Рынок разбухал как на дрожжах — гонорары, выплачиваемые новым
гостям, достигали астрономических высот. Мало кто из крупных компаний мог
устоять перед соблазном привязать собственную рекламу к пафосным шоу привозимых
в избытке мегазвезд, а среда «новых» закономерно прониклась новой модой
— засветиться в VIР-секторе «на звезде», непременно многократно переплатив
за билет. Осенний обвал не просто лишил бизнес финансовой подпитки. Крах
банков — главных шестеренок антрепренерского механизма —сначала привел
к финансовому краху ряда концертов, а затем к остановке механизма в целом.

Без участия влиятельного спонсора невозможной оказалась
предоплата гонорара и выполнение дорогостоящих технических требований суперзвезд.

После сентябрьского провала с «DЕРЕSНЕ МОDЕ» крупные антрепренеры
залегли на дно практически на два месяца. Двухмиллионная планка, установленная
гонораром для «RОLLING SТONES» и Майкла Джексона, упала, нанеся максимум
телесных повреждений неподготовленным и незащищенным. Катастрофически упали
в цене и российские звезды. Парадокс, но на привычные для себя гонорары
они могли рассчитывать только в странах ближнего зарубежья. В первую очередь
— в Украине. Украинский же гастрольный бизнес избежал московского варианта
развития событий. Гонорарная планка для зарубежных артистов здесь вовсе
как бы и не падала. Наоборот — медленно, но верно подползла к 200 тысячам
долларов, в то время как покупательная способность московских антрепренеров
как раз упала до уровня 100–150 тысяч.

В УКРАИНУ — С НАДЕЖДОЙ

В отличие от бесшабашной гуляки Москвы, поставленной на
место в течение считанных недель, сентябрьский кризис в Украине выразился
всего лишь в отмене нескольких концертов московской попсы на стыке сентября-октября.
Хотя, здесь речь идет сначала о спаде интереса к московским попсарям второго
эшелона, и уже потом — о кризисном дефиците наличных в кошельках киевлян
и гостей столицы.

Дальнейшие концерты, как правило, проводились при любых
продажах (реально они колебались от 14 до 23 % от проданных билетов). Вообще-то
специфика бизнеса и не предполагает стопроцентной окупаемости каждого проекта,
провал одного концерта может быть компенсирован аншлагом на другом. Все
решают внутренние резервы фирм-антрепренеров. Итак, «зубры» рынка московской
попсы вступили в фазу жесткой демонстрации силы и маневренности в условиях
новой экономической реальности. Реальность показывала свое недетское, злое
лицо. Гонка, выглядевшая извне респектабельно и благородно, изнутри оказывалась
беспощадным тендером на лучшую мину при плохой игре. Отмененный концерт
— штрафное очко; концерт, проведенный вопреки глубоко минусовой кассе,
— талон на кусочек безоблачного Завтра. Так, на счету корпорации «Триер»
— 2 неудачные попытки проведения гастролей «Утренней почты» и одна — наполовину
удавшаяся — попытка собрать зал на «венчание» А. Варум с Л. Агутиным. Как
результат — «Триер» (по крайней мере — на осенне-зимний сезон) выжит с
центральной концертной площадки страны — Дворца «Украина» — своим вечным
конкурентом «АРС-Украина». Благодаря московским корням, киевский «АРС»
именем московского «папы» Игоря Крутого успешно консолидировал поток в
Украину подешевевших в Белокаменной попсовиков. Пусть «Столики на двоих»
и оттенялись громкими, но пустыми обещаниями обвенчать при честном народе
зимнюю вишню с босоногим мальчиком. Запас прочности у дочернего предприятия
Крутого оказался достаточным, чтобы позволить своим танкам победоносно
взрыхлить окопы противника. Парад «всех звезд» под знаменем юбилея бессмертного
творчества Крутого удался «АРСу» на славу, но вот насколько быстро сможет
его фирма оправиться после такой явно пирровой победы, останется его, Крутого,
коммерческой тайной.

Официально — ни один из концертов во Дворце «Украина» за
период сентябрь–ноябрь не превысил планку 50 % проданных билетов. При этом
кризис отнюдь не мешает организаторам концертов использовать сеть теневых
распространителей билетов, внедряя гибкие и совершенно невидимые для законодательства
системы скидок и наценок.

КТО В ЯМУ ПОПАДЕТ...

Считается, что на гастрольном рынке заведомо высокий уровень
конкуренции. Собственно, количество желающих заниматься гастрольным бизнесом
и вправду велико, больше — разве что степень риска, связанного с подобного
рода деятельностью. И появление на рынке дебютирующих дилетантов — тоже
своего рода закономерность. Для «ветеранов» это, как правило, связано с
риском подрыва доверия на рынке, ведь антрепренерские компании-дебютанты,
как правило, — аппендиксы теневой экономики, располагают зачастую до нелепости
большими финансовыми возможностями. Они вполне могут себе позволить «перебить»
выгодную гастроль у конкурирующей структуры, уплатив на порядок больший
гонорар. Но, в отличие от «ветеранов», новички, как правило, недалеки в
отношении тонкостей гастрольного рынка и часто попадают в ситуации, от
которых ветераны застрахованы, по крайней мере, в силу собственного опыта
и веса на рынке. У последних есть сеть годами отлаженных связей с мировыми
концертными агентствами, работающими с интересующими Украину исполнителями,
как правило, напрямую. Уделом первопроходцев же в большинстве случаев является
окрыленное сотрудничество с второсортным посредником. Гастроль оговаривается
через третьи, (а то и десятые) руки, что, в итоге, не только поднимает
бюджетную планку мероприятия, но и возносит в энную степень его риск.

Сам факт того, что в пределах одной календарной недели
возникают гастроли одной весовой категории, подразумевает достаточно циничное
зрелище противостояния компаний-конкурентов. Опытные «тяжеловесы», имеющие
дело с дорогостоящими исполнителями, всегда пытаются развести свои акции
во времени. Однако, поскольку и храбрецов, и авантюристов в Украине всегда
хватало, без трагедий не обходится. Накануне зимы в Киеве лбами столкнулись
два гиганта: элитарная Ванесса Мэй (компания «ЕВРОШОУ») и хэдлайнеры молодежного
«забоя» — «PRODIGY» (альянс государственного театра «Дружба» и концертного
агентства «Муза» с канадским промоутером Марком Зуревински).

Как результат — четко просчитанный успех шоу Ванессы (билеты
продались еще за две недели до концерта) и как минимум 120 тысяч долларов
убытков на шоу британской группы. Пикантность ситуации с «PRODIGY» еще
и в том, что по незнанию элементарных законов мировой практики гастрольного
бизнеса пострадали спонсоры, подписавшиеся под суперконцерт. С момента
прибытия англичан вся реклама, собранная местными организаторами, была
в один момент аннулирована. Объяснения организаторов по этому поводу будут
длиться, судя по всему, еще долго, равно как и расчеты со службами технического
и творческого обеспечения.

«ПРИЛЕТИТ ВДРУГ ВОЛШЕБНИК...»

Мнения украинских антрепренеров по поводу злосчастного
кризиса разделились пополам: списать неудачи на неплатежеспособность населения
готовы организаторы десятков убыточных концертов, вот только если присмотреться
поближе — крах наступал либо из-за бездарной организации, либо шоу было
заведомо провальным. По словам президента корпорации «ЕВРОШОУ» — организатора
концерта Ванессы Мэй — так называемый кризис потребовал от гастрольных
бизнесменов более взвешенной политики и трезвой оценки ситуации. Сегодняшняя
ситуация на гастрольном рынке Украины очень напоминает ситуацию с рынком,
к примеру, рекламных агентств. На первых порах их возникло великое множество,
а потом — волна схлынула, пена ушла, и на плаву остались только расчетливые
профи, разделившие затем этот рынок между собой.

Директор «АРС-Украина» Александр Гриценко считает, что
«...кризис в гастрольном бизнесе несомненно существует. Но выражается прежде
всего в том, что российские исполнители, традиционно популярные на нашем
рынке, уже приелись, перестали удивлять. В то время как наши исполнители
еще не вышли на нужный уровень. Нужно искать новые пути, ведь с российскими
звездами сегодня нет ни одного стопроцентного попадания. Да, они подешевели.
Да, появилось много нового, но мало интересного. Это почти тупик, но, я
уверен, мы что-то придумаем». А ждать-то осталось немного, очень скоро
Украину поглотит предвыборная гонка. И тем антрепренерам, кому удастся
остаться на коне вопреки перманентному минусу в кассе, завтра, как говорится,
все карты в руки. А играть будут по-крупному. С освобождением предвыборных
капиталов концерты будут все больше застрахованы от убытков. Так, к примеру,
президентский патронат —надежная крыша и для следующих акций «ЕВРОШОУ»
(правящие партии делают ставку на элитарные концерты). Нишу российской
попсы, судя по всему, надежно оккупирует Геннадий Балашов и Ко. Партия
«За красивую Украину» бросила свои средства в брешь гастрольного поприща
одной из первых и теперь не пропускает ни одной акции, будь то концерт
«PRODIGY» или Линды. Во многом его же «трудами» «выехал» последний «Шоу-ринг»
от «АРС-Украина». Балашов при этом рискует разве что приесться молодежи
своими пафосными гимнами, а вот денег как раз должно хватить.

Тарас РАТУШНЫЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ