Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Доверие людей к милиции напрямую связано с эффективностью ее работы

Считает заместитель министра, начальник Главного управления внутренних дел МВД Украины в Киеве Михаил Корниенко
19 декабря, 1998 - 00:00

В последние год-полтора ситуация, похоже, начала меняться. О спокойной жизни говорить пока не приходится. Но первые, пусть небольшие, успехи правоохранителей — аресты и даже судебные процессы над «авторитетами» в Крыму и Киеве, раскрытие пусть далеко не всех заказных убийств, масштабные операции, приводящие к массовому раскрытию мелких и средних преступлений, в которых буквально тонули оперативники, дали милиции некоторый кредит доверия народа. Во многом доверие это связано с теми личностями, которые смогли наладить четкую работу в подчиненных им структурах. Один из них — сегодняшний собеседником «Дня», начальник столичной милиции Михаил КОРНИЕНКО.

— Михаил Васильевич, с чем пришла киевская милиция к завершению года?

— Кадровый состав у нас обновился почти наполовину, обновлено и руководство служб. Мы за это время поменяли трех начальников районных органов внутренних дел, заменили практически всех командиров в строевых подразделениях. Смело пошли на выдвижение людей молодых, у них есть энергия, есть чувство нового и нет того консерватизма, который присущ старым кадрам. Мы создали новые подразделения, аналогов которым нет в Украине. Например, подразделения по борьбе с фальшивомонетничеством, по борьбе с правонарушениями в сфере общественной морали, по борьбе с правонарушениями и преступлениями на рынках. Выступили мы также инициаторами создания экологической милиции.

— Хотелось бы узнать ваше мнение о муниципальной милиции.

— Хм... Дело в том, что та милиция, которую хотят видеть у себя отдельные власть предержащие, — это карманная милиция. Имеется и печальный опыт создания муниципальной милиции Москвы. Эти ребята просто начали работать на себя, причем совершенно бесконтрольно: ведь они подчинялись мэрии, а кто в мэрии может ими профессионально заниматься? Вот они и пошли в охранные структуры, начали обеспечивать «крыши». А вот их вклад в борьбу с преступностью оказался весьма малым.

Мне больше нравится термин «местная милиция» — подразделения, существующие за счет местных бюджетов, но подчиняющийся нам. Сейчас в Киеве так работают около 9% работников милиции.

— Как главк чувствует себя в материальном отношении?

— Что ж, столица есть столица. На материально-техническое обеспечение нам грех жаловаться. Вот руководство выделило целевым назначением деньги, и мы купили тридцать машин — все они пошли нашим специальным подразделениям, патрульно-постовой службе. Мы получили где-то более четырех миллионов и от городского cовета.

Затеяли постройку учебно-тренировочного комплекса в Дарнице, в лесу. Он будет одним из крупнейших в Украине. Там только тир трехсотметровый — в нем можно будет стрелять из пулемета, гранатомета, словом, из многих видов оружия. Комплекс будет служить милиции многие десятилетия.

— То есть условия работы столичной милиции и результаты этой работы взаимосвязаны?

— Конечно. Давайте вернемся к годовым результатам. На двадцать четыре процента снизилось количество тяжких преступлений; по сравнению с 1996 годом мы подняли их раскрываемость на пятнадцать-двадцать процентов; сейчас лучше раскрываются у нас убийства; значительно снизилось число резонансных преступлений, очень влияющих на общественное настроение, — грабежей, разбоев, изнасилований, угонов автотранспорта и краж. Этими показателями работы мы вправе гордиться.

В этом году мы выявили более 3800 экономических преступлений. По сравнению с прошлыми годами раскрыли на тринадцать процентов больше хищений в особо крупных размерах, а также — больше преступлений в банковской, в кредитно-финансовой системе — почти на тридцать процентов. Взяточничества пресекли на одиннадцать процентов больше. То есть в принципе идет работа, и есть положительные сдвиги, положительные результаты.

— Очень пакостят людям жизнь организованные преступные группы. Как милиция «разбиралась» с ними в этом году, Михаил Васильевич?

— Да, вы правы: эта пакость очень мешает всем. Что можно сказать? Мы раскрыли 56 организованных преступных групп. Причем само их выявление несложно. Сложно доказать преступную деятельность, привести бандитов к наказанию. Вот вспомнил, что знаменитый в свое время в Америке бандит Аль Капоне, совершивший сотни кровавых злодеяний, был осужден за... нарушение налогового законодательства.

В этом году арестованы и привлекаются к уголовной ответственности 87 всяких «бригадиров», «звеньевых», «центровых» и прочих — это те, то входил в состав организованных групп и организованных формирований, кто сам возглавлял какие-то группы и играл какие-то руководящие роли в этих иерархиях.

Киев — столица. Поскольку в столицу стекается все: здесь лучшие силы общества, здесь все центральные ведомства, здесь политический истеблишмент, экономический. И криминальный «истеблишмент», к сожалению, тоже. Сюда тянутся все известные бандиты, здесь делятся все бандитские деньги, здесь создаются огромные «теневые» ценности. Поэтому никуда не денешься: преступность в столице тоже столичного уровня.

— Как вы оцениваете работу участковых инспекторов милиции?

— От участковых многое зависит, потому что они ближе всех к населению. Увы — работают они не все на должном уровне. Хотя, кстати сказать, нагрузка на участкового в Киеве достаточно невысока. На одного участкового приходится 2,7 тысячи человек. А в среднем по Украине — около четырех тысяч. Заниматься же, как правило, ему приходится где-то сотней человек на участке. Есть у нас мысль объявить будущий год в рамках главка годом участкового. Между прочим, нынешний год был годом уголовного розыска, и мы очень здорово подтянули эту службу.

— Михаил Васильевич, вы, наверное, единственный из действующих генералов — член Союза журналистов. Как вы относитесь к общественному мнению, влияет ли оно и должно ли влиять на вашу работу? Как вы относитесь к средствам массовой информации, какие у вас с ними контакты?

— Мое отношение к средствам массовой информации известно — оно весьма положительное. Уже давно, начиная с юношеских лет, я занимаюсь журналистикой, и этого занятия не бросаю, хотя писать мне теперь приходится очень редко.

Жизнь людей сейчас невозможна без учета такого весомого фактора, как общественное мнение. Когда я еще работал в Крыму, мы постоянно изучали общественное мнение и видели, как оно постепенно начало склоняться в нашу сторону, когда наметились реальные сдвиги в наведении порядка в республике. Когда я сюда пришел, то общественное мнение в Киеве на стороне милиции было на двенадцать процентов. Потом цифры начали расти и дошли до тридцати. Сейчас сорок два процента людей говорят о том, что они доверяют милиции. Это, наверное, — самый главный показатель нашей работы.

Беседу вели Валерия ЛЕЛИКОВА, Владимир ЧЕПИТА, «Криминформ» специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ