Тенденция 1. Президент ради профилактики подтверждает
свой статус единственного субъекта власти в стране.
Нет, речь, конечно, идет не о внеочередном послании Президента
парламенту. Замена президента Национальной телекомпании Украины обсуждалась
в масс-медиа и различных политических сферах гораздо оживленнее и дольше,
чем внеочередной доклад и представление бюджета вместе взятые. Сферы —
они ж сердцем чуют, что значимо, а что нет.
Так уж получается, что взятие под контроль разнообразных
СМИ — сейчас наиболее увлекательное занятие в президентском окружении и
действенный способ подтвердить свою важность и нужность для будущей кампании.
Имея примеры последней избирательной кампании Б.Ельцина и нашего Президента,
нетрудно оказалось поверить в то, что второй президентский срок можно получить
не особо напрягаясь, исключительно посредством избирательных технологий.
Спопугайничают нечто «а-ля Лисовский и Чубайс» или придумают свой неповторимый
украинский путь — не столь важно. Существует непреодолимое желание сделать
предстоящие президентские выборы чисто виртуальными. Кто-то дает изначально
невыполнимые обещания, кто-то вообще избегает обещать чего бы то ни было,
как бы признавая, что и не думает устремляться к неким светлым целям.
Конечно, это не обман избирателей, просто такой имиджевый
ход. Сам электорат об этом тоже либо знает, либо явно догадывается. Данные
социологического исследования («День», 21.11.98) в полной мере отображают
фатализм украинского населения: 50% опрошенных считают фальсификацию результатов
голосования на будущих президентских выборах вполне возможной, 19% — неизбежной.
То есть за неимением лучшего избиратель принимает существующие правила
игры «в кандидатов и их жертв». Но даже в условиях виртуальных выборов
нелишне вспомнить, что в 1994 году страна выбирала худощавого и лысоватого
правдоискателя, реформатора и идеалиста. Теперь же необходимы специальные
усилия, чтобы разглядеть в респектабельном располневшем человеке былую
боль за судьбу бедствующего народа.
Но вернемся к сути. Чтобы там ни говорили недоброжелатели
— не окружение влияет на Президента, а все-таки Президент формирует себе
необходимое окружение. Промежуточный результат соревнования между двумя
помощниками Президента — действующим и бывшим — оказался в пользу бывшего,
нынешнего народного депутата и советника. Что там являлось первоосновой:
влияние В.Сивковича ослабло и в результате пострадал Н.Княжицкий, или действия
последнего были использованы для расшатывания позиций первого президентского
помощника — вопрос весьма запутанный. Но, как принято говорить в таких
случаях, соискателям не стоит отчаиваться. Шоу продолжается. Помнится,
Игорь Бакай изобрел чудную характеристику для фаворитов Президента, когда
живо описывал компетентность и деловитость людей, которые получили звезду
шерифа и власть на определенной территории. Сейчас самое время для таких
«шерифов» отхватывать «звезды» в ключевых отраслях — газовой, нефтяной,
в энергетике, в сфере приватизации, в банковской системе, СМИ. Так собираются
административные ресурсы. За год-полтора «шерифы» вполне могут впасть в
немилость, лишиться доступа к «телу». Судьба всего предыдущего окружения
Кучмы тому доказательство. Из избирательного штаба Л.Кучмы образца 1994
года с ним остались, пожалуй, только В.Горбулин, В.Рыжов да вновь утвердившийся
А.Волков.
Существование избранных наполнено конфликтами c внутренним
и внешним окружением. Не попавшие в число осчастливленных, не отмеченные
Президентом, уже толпятся за дверью. Конкуренция жутчайшая. Условия борьбы
— острейшие. Но Президент исключительно благодарный зритель. Важно не то,
кто выиграет, важно, чтобы лидер гонки принес свою победу в клювике и положил
на алтарь победы Президента. Люди могут тасоваться бесконечно, но схемы
остаются. И кто больше сможет приволочь, — тот и больше прав.
Кто сказал, что в стране нет центра власти? Государственной
воли, может, и нет, но воля Президента вполне ощутима. Расстановку групп
влияния он вполне может контролировать. По сути, он в состоянии создавать
группы влияния и задавать им определенный вектор движения. Не мифические
интересы элитных групп, а интересы Президента реально формируют и уравновешивают
интересы всех групп влияния вместе взятых. Все движутся в фарватере личных
интересов Л.Кучмы. Не какой-то там его группы, а исключительно его интересов.
В конце концов начинаешь сильно сомневаться, а способны
ли столь резво суетящиеся группы влияния определить собственные, без оглядки
на действующего «гаранта», стратегические интересы в политике? Видимо,
речь следует вести не об элите, а о некой «предэлите», которая все еще
находится в состоянии политического инфантилизма. Пока что оставляем вопрос
открытым.
Тенденция 2. «Нужно государство — решительное и гибкое.
Способное отвечать интересам самых широких народных масс и проводить в
жизнь волю господствующего класса».
Эта мысль — продукт не отечественного товаропроизводителя.
Так высказался о собственных стратегических целях в «Комсомольской правде»
за 19.11.98 Лев Черной — не слишком «засвеченный» СМИ российский олигарх,
особо известный в области металлургии. Это, уже второе, выступление Л.Черного
в печати наделало немало шуму в российском бомонде. Необычность ситуации
в том, что Черной до сих пор не был замечен в каких-либо политических действиях.
Уделить внимание этой декларации хотелось бы потому, что она более «стратегичная»,
чем, к примеру, послание нашего Президента, тем более что оба выступления
увидели свет в один и тот же день. Так что желающие могли сравнивать их
содержание, что называется, по ходу.
В первую очередь Л.Черной однозначно причисляет себя к
классу держателей власти и декларирует полную и безоговорочную ответственность
этого класса за судьбу страны перед народом и историей. По сути, таким
господствующим классом капиталисты становятся только тогда, когда умеют
выдвинуть исторический проект, который поддерживает народ. С его точки
зрения, происходит сшибка двух деклараций: или удержать и укрепить власть,
или «присосаться к бюджету и халявить, как до 17 августа 1998 года». Апологеты
второй, собственно, и не власть вовсе, а временщики. Эти «крысы» сбегут
с наворованным за рубеж — останутся реанимировать Россию лишь истинные
капитаны капитала. Они-то и должны объединиться в некий союз самых крупных
капиталистов и достигнуть соглашения с властью, отбросив обмусоливание
вопроса, кто главный: капитал или власть. Они равноправны. При этом речь
не идет о каких-то «железных руках» — «авторитаризм в России обернется
не порядком, а хаосом». Речь идет о межсословном договоре, пока «бунт масс»
не смел все разом. Резюме: «Господа, пора взрослеть!»
В общем, Л.Черной требует легального права участия в принятии
государственных решений для крупного капитала. И обосновывает свои претензии
наличием позитивной программы модернизации государства. Смысл столь пространного
изложения в том, что высказанное в манифесте со всей определенностью касается
не только России, но и Украины. Оправдываться фразами типа: народ имеет
ту власть, которую заслуживает, — может сам народ, но никак не те, кто
считает себя правящим классом. Это же бред — считать себя чем-то вроде
выкидыша избирательных настроений масс.
Динамичность российской политики после кризиса 17 августа
вполне объяснима остротой ситуации — идет подготовка к выборам. Однако
как по-разному люди готовятся: пока у нас продолжается склока за «звезды»
шерифов, в России пытаются сформулировать идеологию построения государства.
Тенденция 3. Фракция Партии зеленых Украины — индикатор
общепарламентских настроений.
Парламентская фракция зеленых опять порадовала откровенностью
изречений. На сей раз Игорь Кирюшин («День», 19.11.98) с милой непосредственностью
«молодого» политика, как на предыдущей неделе его коллега В.Хмельницкий,
высказал то, что не дает покоя многим депутатам-соискателям правительственных
портфелей. По его версии, зеленые готовы пойти в правительство, так как
«вокруг премьера сегодня находятся не его люди» (следите за мыслью: именно
его люди, вероятно, среди зеленых), но с одним условием — оставить за собой
депутатские мандаты. Лихо, не правда ли! И главное, наболевший же вопрос.
Чего-то не додумали отцы — составители Конституции и Закона о народном
депутате. Между тем это что-то видит каждый заинтересованный наблюдатель.
Посему, цитируем дальше: «... хотим быть застрахованными... Так как единственное,
что может ожидать бывшего министра, вице-премьера, — это криминальное рассмотрение».
Это что — оценка результатов деятельности или такова благодарность отечества
лучшим своим сыновьям? Или просто нормальные опасения по поводу собственной
безопасности? Почему это не утрачивает актуальности, смотри сказанное выше.