Не то чтобы кто-то считал, что компартию и в самом деле запретят, однако «прокол» коммунистов — их отказ осудить антисемитское выступление генерала Альберта Макашова — сегодня используется демократическими политиками и СМИ для возврата тех позиций в обществе, которые были потеряны после 17 августа и особенно после формирования правительства Евгения Примакова.
К тому же реакция на предложение запретить компартию становится эдакой «лакмусовой бумажкой» для представителей «партии власти». Кто-то, как премьер Евгений Примаков, решительно выступает против, кто-то, как саратовский губернатор Дмитрий Аяцков — решительно «за». Нельзя сказать, чтобы коммунисты не отреагировали на ситуацию. Очевидно, что они озадачены той массированной критикой, которая началась после отказа Думы рассмотреть вопрос о заявлениях Макашова. И если на митинге 7 ноября Зюганов, Селезнев, Лукьянов и другие коммунистические лидеры снисходительно слушали теплые слова в адрес Макашова, в послепраздничные дни все выглядело иначе... Зюганов пообещал, что Дума примет постановление, которое осудит не только антисемитизм, но и любые формы национальной нетерпимости — к ним лидер компартии отнес русофобию и высказывания в адрес народов Кавказа. Селезнев выразил недовольство тем, что из генерала Макашова «делают героя»... Однако за дело генерала уже взялись правоохранительные органы, генеральный прокурор Юрий Скуратов не исключает возможности обращения к депутатам с требованием лишить Макашова неприкосновенности. А это будет новой проверкой Думы. И некоторые наблюдатели уже начинают высказывать предположение, что слова Макашова — только предлог для того, чтобы продемонстрировать общественности настоящее лицо компартии и отметить, что такая организация отнюдь не может иметь своих представителей в кабинете министров. Отставка «левых» вице-премьеров и министров сегодня объективно необходима для России, поскольку поможет создать эффективно действующее правительство и выступить с реалистичной антикризисной программой. Между тем коммунисты в роли организаторов массовых протестов уже вряд ли кому-то интересны до весны: можно сказать, власть успокоили неожиданно сильные морозы в начале ноября. А морозы в России — всегда конец демонстраций.
Конечно, это лишь возможные перспективы развития событий. Очевидно, однако, что КПРФ пытаются лишить ее нынешнего влияния — а между тем коммунистические вожди оказываются неспособными реагировать на собственные ошибки и видят спасение в другом — тотальном контроле над СМИ. Именно с таким предложением выступил Зюганов на закрытых слушаниях по экономической программе правительства и именно в обмен на такой контроль обещал кабинету поддержку думцев. Вот уж действительно — ничего не забыли и ничему не научились...
Москва