Один из участников пресс-конференции, посвященной открытию web-сайта председателя парламентского Комитета по социальной политике и труду Евгения Марчука, сравнил это событие для нас с выходом человека в открытый космос.
Факт «выхода» первого украинского политика в Интернет действительно незауряден, особенно на фоне серости и «качества» интеллектуальной упаковки поведения многих действующих лиц украинской политики. Недаром на пресс-конференции и презентации было заметно много молодых лиц. Казалось бы, в нынешней ситуации, когда большинство украинцев живут за или около черты бедности, может возникнуть вопрос: «До Интернета ли сейчас?» Предвидя подобное недоумение, Евгений Марчук заявил, что главной идеей, заложенной в web-сайте, является «эволюция и собственная, и эволюция в резонансе с Украиной, но с опережением на шаг вперед». Иными словами, политик должен выполнять роль локомотива относительно уровня и технологий государственного мышления.
Структура страницы включает биографию, программные материалы, публикации и интервью Е.Марчука, мнения и отклики (в том числе и негативные) о нем. Обновление информации планируется осуществлять раз в неделю. Кроме того, в странице есть функция обратной связи — любой пользователь Интернета может высказать свое мнение по любому поводу, слушая только одного «цензора» — собственный уровень культуры общения и правил хорошего тона. Предусмотрено также проведение Интернет-конференций. По сути, открытие такого сайта в Интернете означает, что политик предоставляет широкой публике свое политическое досье, сознательно становясь виртуальной мишенью для оппонентов, экспертов, журналистов и, самое главное, для избирателей.
На пресс-конференции по поводу открытия сайта, состоявшейся в понедельник, Евгений Марчук отметил, что одной из главных проблем украинской политики является ее закрытость. Особенно это касается «авторства» и аргументации политических решений, а также ясности и предсказуемости позиций политических лидеров. Об открытости личной — психологической, интеллектуальной — конституции политиков не приходится и говорить. По мнению Е.Марчука, применение Интернет-технологий способно произвести переворот в информационно-политической сфере: разрушить завесу закрытости украинской политики. А общение через Интернет с гражданами своей страны — гражданами третьего тысячелетия — будет способствовать «воспитанию» украинских политиков. При этом, Е.Марчук заявил, что не намерен превращать web-страницу в «предвыборную агитку».
Однако, как заметил известный политик, сегодня, когда «концепция» миллионов украинцев свелась к одному вопросу — «Когда будет зарплата?», приоритет социально-экономических и политических тем в общении с посетителями сайта неизбежен. Кроме того, будучи пока единственным украинским политиком, представленным в Интернете, Е.Марчук отметил, что намерен уделять внимание формированию имиджа Украины. По его мнению, имидж страны стоит очень дорого и имеет вполне конкретную цену — объемы иностранных инвестиций. При сравнении этих объемов в Украине и в других странах Восточной Европы «стоимость» имиджа Украины становится удручающе ясной. При этом Е.Марчук заметил, что имидж страны он понимает исключительно с точки зрения национальных интересов и не собирается использовать глобальный характер Интернета для трансляции внутриполитических конфликтов и противоречий. Кстати, подобные «признаки» политической культуры часто публично демонстрируют политики, претендующие на высокие посты в государстве.
Отвечая на вопрос «Дня» по поводу примеров и тенденций закрытости украинской политики, Евгений Марчук сказал: «В качестве примера закрытости можно привести программу сотрудничества Украины с МВФ. Кто-нибудь из присутствующих видел эту программу? А ведь это касается всех нас. Спрашивал ли кто-то в какой-либо форме мнение молодых людей об этой программе? Ведь отдавать эти кредиты предстоит им. Что известно гражданам о мотивах принятия этой программы, кроме того, что «очень нужны кредиты»? А решение уже принято и запущен механизм его реализации. Это и есть закрытость политики. Другой пример. Правительство предлагает поднять «порог» начисления жилищных субсидий для тех, у кого квартплата сейчас превышает 15% доходов семьи, до 20%. Экономический смысл этих предложений понятен. Но кто-нибудь слышал публичные разъяснения должностных лиц по этому поводу? Проблема открытости принятия решений и прозрачности власти у нас стоит очень остро. Кроме серьезной политической составляющей она обусловлена еще и сильной инерцией старого властного мышления. Однако опыт развитых стран показывает, что от решения этой проблемы уйти не удастся».
Стоит заметить, что Интернет имеет одну неприятную для тех, кто не заинтересован в открытости политики, особенность: информационные потоки в нем поддаются контролю значительно хуже, чем, например, в телеэфире или на рынке печатной продукции. Интернет принуждает всех, у кого есть сомнения в возможности и необходимости свободного распространения информации, расстаться с этими сомнениями. Это лишь вопрос времени. Единственный способ «контроля» в этом случае — проведение политики, в результате которой большинство населения думает не о приобщении к миру компьютерных технологий, а о том, что будет есть завтра. Метод, если судить по нынешней ситуации в Украине, довольно действенный. Выбор здесь невелик: либо смена «методов», либо превращение страны в социальную и технологическую периферию.
P.S. Факт создания web-страницы украинского политика «Дню» прокомментировал директор компании «Ukraine On-line» Хаим Шапошник:
— Открытием такой страницы мы помогли создать прецедент открытости политика. Мы должны видеть лица и знать мнения тех, кого мы будем избирать. Каждый должен иметь возможность спросить политика о том, о чем он хочет его спросить. Причем эти «лица» должны быть видны не через пресс-секретарей и не через кордон охраны, а на экране компьютера, после набора простого электронного адреса. Интернет — это вещь, которая ломает барьеры и реально подтверждает и углубляет свободу слова. То, что Евгений Марчук — один из грандов украинской политики — пошел на такую открытость, — это значимое явление в политической жизни Украины.
— Является ли перспективным с точки зрения вашего бизнеса подобное «участие» политиков в Интернете?
— С точки зрения материальной заинтересованности компании в создании новых сайтов это не очень интересно. Гораздо интереснее создавать сайты для бизнес-структур. А вот исходя из заинтересованности в политической стабильности Украины, лучше, если таких сайтов будет больше. Мы должны видеть, знать и понимать наших политиков. Прямой материальной заинтересованности здесь нет. А есть понимание перспективы — необходимости формирования нормальной среды общения и нормальной социально-экономической среды для бизнеса.