Накануне этих событий корреспондент «Дня» взял интервью у ключевых фигур, заботящихся о качестве в нашей стране. Сегодня мы предлагаем вниманию беседу с президентом Украинской ассоциации качества, членом Национального совета по вопросам качества при Президенте Украины, членом Генеральной ассамблеи Европейской организации по качеству и членом Всемирного совета качества, академиком Российской академии проблем качества Петром Калитой. В следующем номере выйдет интервью с председателем Госстандарта Украины Татьяной Киселевой.
— В чем же состоят основные принципы системы управления качеством на ведущих предприятиях Европы, США, Японии, других развитых стран мира?
— Во-первых, это концентрация внимания на потребителе. Именно он выступает конечным арбитром качества товара или услуги. Этим достигается глубокое понимание требований к продукции, а также того, какие именно потребительские ценности нужно предлагать.
Во-вторых, это партнерство с потребителями и поставщиками. Взаимоотношения с ними не ограничиваются только закупкой сырья или продажей продукции — они активно привлекаются к процессам усовершенствования.
В-третьих, это содействие активности персонала. Потенциал людей проявляется через общий для всего коллектива набор ценностей, создание обстановки доверия и предоставление полномочий. Создается культура постоянного совершенствования. Поощряются оригинальные мысли и нововведения.
Все эти и многие другие принципы исходят из концепции «общего управления качеством» (TQM), согласно которой под качеством понимается не столько качество произведенной продукции или предоставленных услуг, а качество работы предприятия в целом. Таким образом TQM охватывает управление всеми аспектами деятельности организации и не может сводиться к деятельности испытательной лаборатории или ОТК. Внедрение TQM требует изменения психологии работников предприятия, которые должны почувствовать себя не просто исполнителями, а членами единого коллектива и быть готовыми вместе работать для его успеха. Работники предприятия должны отказаться от философии «я только работаю на своем рабочем месте, выполняю распоряжение, а остальное меня не интересует», а лидеры предприятия — от авторитарного стиля руководства «я здесь главный, а дело всех остальных — только выполнять мои распоряжения».
— Готовы ли украинские предприятия к их использованию уже сегодня, или это является вопросом будущего?
— В Украине распространено мнение о том, что отечественные предприятия должны сначала «встать на ноги», улучшить свое экономическое положение, а уже потом думать о современных методах управления. По моему убеждению, именно улучшение системы управления должно стать первым шагом к возрождению предприятий — тем более, что оно требует значительно меньше средств, чем другие направления повышения конкурентоспособности: техническое перевооружение, внедрение новых технологий и тому подобное.
Образцом того, что и в нынешних сложных экономических условиях можно овладевать принципами TQM является пример СП «Интерсплав» — победителя национального конкурса по качеству. В конце 80-х годов предприятие было на грани закрытия. А недавно специалисты Европейского фонда управления качеством оценили его как «очень сильное европейское предприятие» — без никаких скидок на украинскую специфику.
Победителями третьего национального конкурса качества стали ЗАО «Оболонь» и аэропорт «Борисполь», лауреатами — ЗАО «Лакма» и Хмельницкая кондитерская фабрика. В номинации «Малые и средние предприятия» победила агропромышленная фирма «Сепро», лауреатами стали дорожно-строительное управление № 50, СП «Линк Лтд», ЗАО «Майбел».
— Какие результаты, по вашему мнению, будет иметь в Украине Неделя качества?
— Итогом предыдущих Недель... стала «реабилитация» в Украине слова «качество», его возвращение в активный лексикон специалистов и руководителей различных рангов. Но теперь говорить только о качестве на уровне конкретной единицы продукции уже маловато. Главной задачей нынешней Недели качества и в целом главной миссией Ассоциации качества на ближайшие годы является внедрение в общественное сознание принципов общего управления качеством. Если за эту неделю руководители предприятий научатся уверенно произносить аббревиатуру «TQM» и будут понимать, что она означает — это будет значительным успехом. После этого можно будет начать обучение конкретным методам и инструментам управления качеством — но прежде всего необходимо почувствовать и осознать основную философию.