Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бердичев, где начинал карьеру Фридерик Шопен...

23 октября, 1998 - 00:00

Полулегенда-полубыль рассказывает, что после венчания Оноре де Бальзака с Эвелиной Ганской у стен костела Святой Варвары состоялся один любопытный разговор. Старый бердичевский портной поинтересовался, где мсье пошил свой сюртук. Услышав в ответ, что мсье Бальзак пошил сюртук в Париже и уточнив, какое расстояние разделяет два города, портной с удивлением резюмировал: «Подумать только, так далеко от Бердичева, а шьют очень прилично».

Но самое удивительное, что в этом памятнике устного фольклора ничего неправдоподобного нет. В середине прошлого века Бердичев был большим городом, поддерживающим экономические и культурные отношения не только со многими городами Украины и России, но и, как сейчас принято говорить, дальнего зарубежья.

Обратимся к истокам истории города. Существует несколько версий происхождения названия «Бердичев». По первой — оно происходит от названия племени берендеев — Бердичев, переселенных на земли Киевской Руси. Со временем это название видоизменилось и приобрело современную форму. По второй версии, название происходит от собственного имени Бердич. Когда часть земель Киевской Руси попала под власть великих литовских князей, эта местность стала владением Бердича, подданного князя Витовта. Впоследствии Бердич основал хутор, получивший название Бердичева.

Третья версия подкреплена документальною: первое письменное сообщение о Бердичеве появилось в 1546 году как о пограничном селе Беричиковом, находящемся во владении рода Тышкевичей. А в следующем документе — описи имущества Тышкевичей за 1593 год уже записано: «...Бердичев расположен над рекой Пяткой... В этом городке замок начато строить».

Пограничное положение между землями Польши и Украины определило весь дальнейший ход истории Бердичева. Именно ему город обязан и своим процветанием, и выпавшими на его долю испытаниями.

Один из представителей украинского рода Тышкевичей—Януш, воевода Киевский построил в 1627 году монастырь босых кармелитов и передал ему во владение Бердичевский замок вместе с ближайшими селами. В то время между католической и православной церквями шла напряженная борьба. Католическая церковь была мощным инструментом подчинения украинского народа Польше. И целый ряд знатных украинских фамилий из корыстных соображений поменяли православную веру на католическую.

Монашеский орден кармелитов играл не последнюю роль в распространении католицизма. История ордена начинается с 1156 года, когда на горе Кармиле у источника Святого Ильи возникла община отшельников. Устав кармелитов, утвержденный в 1224 году папой Гонорием III был очень строг. Каждый кармелит должен был жить в работе и молитвах. В 1247 году папа Иннокентий IV дал им менее строгий устав и причислил к числу нищенствующих орденов. Это привело к разделению монашеского ордена на обсервантов или «босоногих кармелитов», оставшихся жить в прежней строгости и конвентуалов — «обутых кармелитов», живущих по смягченному уставу.

В 1634 году Бердичевские «босые кармелиты» начинают строить подземный Мариинский костел, а также целый ряд хозяйственных построек. Монастырские здания обносятся высокими валами и глубоким рвом. На валах устанавливаются пушки. Укрепления монастыря, охраняемые гарнизоном, не раз укрывали окрестных жителей от неприятеля.

Большую известность монастырю принесла чудотворная икона Божьей матери. На поклонение к ней стекалось большое количество верующих, что положительно сказывалось на развитии торговли и благосостоянии населения Бердичева.

Но исторические катаклизмы не оставляли в стороне кармелитскую обитель. В 1648 году, во время освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого, отряд казаков, преодолев сопротивление воеводы Тышкевича и гарнизона, разрушил замок и изгнал монахов. Постоянные раздоры между монахами и городской верхушкой также мешали спокойной жизни Бердичева. В 1663 году кармелиты вернулись и даже успели восстановить монастырь, но уже в 1684 году были опять изгнаны наследниками Тышкевичей. После этого в течение тридцати лет польский трибунал рассматривал это дело, прежде чем восстановить права ордена.

В 1768 году разыгралась очередная драма. В монастыре, после поражения от русских войск под Баром и Житомиром, укрылись остатки отрядов Казимира Пулавского. Крепость была взята в осаду корпусом генерала Кречетникова и подвергнута артиллерийскому обстрелу. По архивным данным, на город обрушились 1569 ядер, 711 гранат и 84 зажигательные бомбы. Через двадцать пять дней осажденные были вынуждены капитулировать.

Но войны войнами, а жизнь шла своим чередом.

В начале 40-х годов XVIII века началось возведение над пещерным храмом величественного каменного костела. Его проектировал и руководил строительством известный военный инженер-архитектор Ян де Витте, помогал ему архитектор Григорий Тарновский. Для нужд строительства в селе Быстрых был заложен кирпичный завод.

Построен костел в стиле барокко. Интерьер оформлен роскошным лепным декором, позолотой, резьбой и росписью «al frecso». Расписывал храм итальянский живописец Фридериче Вениамино, позже он работал в иконописной мастерской Киево-Печерской Лавры. В 1754 году храм освятили. С 1758 года при монастыре начинает работать типография, купленная в Австрии королем Августом III. Очень скоро она приобрела исключительное для региона значение: в ней печатаются книги на латинском, польском, еврейском, немецком, французском и русском языках. Особую известность получил «Бердичевский календарь», тираж которого достигал 40 000 экземпляров в год. Была в Бердичеве и большая библиотека.

В 1765 году князья Радзивилы выхлопотали право проводить в Бердичеве десять больших ярмарок ежегодно. Ярмарки имели европейское значение. В Бердичев приезжали купцы из России, Австрии, Германии, Италии, Турции и других стран. Годовой оборот ярмарок превышал 20 миллионов царских (золотых. — Авт.) рублей. По тем временам деньги колоссальные. За границу продавали лошадей, быков, мед, воск, сало, пшеницу, а главными предметами ввоза были сукна, полотна и шелковые материи. С тех пор начала расти и слава бердичевских портных.

В 1772 году случился очередной раздел Польши. Это событие абсолютно не повлияло на экономическую жизнь городка, но к некоторым переменам все же привело. Бердичев с округом был причислен к Волынской губернии. В 1792 году крепость ликвидируется, а потом, значительно позже, в 1866 году, закрывается и монастырь.

Девятнадцатый век для Бердичева был более спокойным. Да и письменных источников о том времени сохранилось значительно больше. Архивные документы рассказывают, что в двадцатых годах прошлого века в замке Антона Радзивила жил польский композитор Фредерик Шопен. В то время молодой музыкант учился у известного мастера игры на клавишных инструментах чеха Живного. На Шопена обратил внимание А. Радзивил и дал ему средства для получения высшего образования. Проживая в Бердичеве, Ф. Шопен руководил работами по реставрации органа. Тогда же, в двадцатых годах, строится костел Святой Варвары, в котором 14 марта 1850 года Оноре де Бальзак обвенчался с Эвелиной Ганской.

Сохранился любопытный документ 1843 года — ходатайство об обращении местечка Бердичев в уездный город. В нем, между прочим, написано: «В числе естественных богатств — полагается природный ум жителей. Он великими успехами принесет пользу государству и частным людям немалую».

В 1845 году Бердичев становится уездным городом. Как только Бердичев был переведен из категории местечка в город, сразу же началось «обсуждение мер по приданию ему лучшего наружного устройства». Город в этом очень нуждался. На тот момент в нем насчитывалось 575 каменных и 2876 деревянных домов, принадлежащих частным домовладельцам. Население составляло более 73 000 человек.

К 1867 году относится еще один интересный документ. Бердичевский архитектор при производстве работ обнаружил целую систему подземных ходов под городом. Об этом он сообщил начальнику губернии. Губернатор, учитывая торговое значение Бердичева и возможность использования подземелий контрабандистами, учредил для их исследования особую комиссию. Было открыто 130 подземных ходов и 78 погребов. Установлено, что древнейшему подземелью под Соборной площадью более 200 лет. Но обследования показали, что все подземелья были сделаны исключительно в хозяйственных целях для складирования запасов. Следов пребывания контрабандистов обнаружено не было.

После 1861 года в Бердичеве быстрыми темпами начинает развиваться промышленность. Особенно этому способствовало строительство железной дороги, которая связала город в 1870 году с Козятином, а потом с Шепетовкой и Житомиром.

Город уверенной поступью шагал к светлым далям капитализма. Но на пороге стоял ХХ век, события которого по насыщенности и драматизму намного превосходили всю предшествующую историю города Бердичева.

Геннадий ОНИЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ